Размножение мха кукушкин лен споры образуются в

Мох

В сырых лесах и на заболоченных лугах часто встречается зелёных мох — кукушкин лён. Его стебельки растут очень густо, образуя зелёные ковры и кочки.

Рассмотрим одно растение кукушкина льна. Оно имеет тонкий стебель, растущий вертикально вверх. Стебель густо усажен зелёными узкими листочками. При рассмотрении листочка мха под микроскопом в клетках его мякоти видны хлорофилловые зёрна. Корней мох не имеет. Вместо корней на подземной части стебля имеются тонкие нитевидные выросты. Они называются ризоидами. При помощи ризоидов мох всасывает воду и растворы минеральных солей из почвы.

Мох питается так же, как и другие зелёные растения. Из почвы он получает воду и растворы минеральных солей, из воздуха поглощает углекислый газ. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зёрнах образуется органическое вещество.

Мох резко отличается от бактерий, водорослей. грибов и лишайников тем, что тело его имеет стебель и листья. Но настоящих корней у мха нет.

Условия жизни мха. Мхи — очень неприхотливые растения. Они могут выдерживать большие морозы и сильное нагревание солнцем. При наступлении неблагоприятных условий (холода, сухости) они останавливаются в росте, но остаются живыми. Когда выпадают дожди и снова наступает тепло, мхи быстро оживают. Благодаря своей выносливости, они часто растут там, где другие растения не могут существовать. Вслед за лишайниками они поселяются на скалах, на стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов. При благоприятных условиях, например, во влажных северных хвойных лесах, мхи сплошным зелёным ковром покрывают почву. При этом они вытесняют другие растения, губят иногда целые леса, образуя на их месте болота.

Размножение мха осуществляется спорами. Летом на конце стебелька кукушкина льна можно видеть длинную тонкую ножку с бурой коробочкой наверху, внутри которой находятся мельчайшие споры. Сверху коробочку покрывает специальный войлочный колпачок, защищающий её от высыхания. Когда споры созревают, колпачок отваливается, крышечка коробочки отпадает, а споры начинают высыпаться наружу.

Попав на влажную землю, споры скоро прорастают и образуют тонкие ветвящиеся нити. На этих нитях образуются почки, дающие начало стеблям мха с листьями. Вышеупомянутые нити напоминают по своей структуре нитчатую зелёную водоросль. Такое сходство мха на начальных стадиях своего развития с водорослью указывает на отдалённое родство древних водорослей с мхами. Во взрослом состоянии мхи имеют более сложное строение по сравнению с водорослями, так как у них имеются стебель и листья. От цветковых растений мох отличается тем, что не имеет корней, цветков и не образует семян, он размножается спорами.

Мох сфагнум называют также белым мхом, так как после высыхания он приобретает белую окраску.

В листьях сфагнума имеются живые клетки, в которых находятся хлорофилловые зёрна. Между живыми клетками расположены мёртвые клетки, имеющие отверстия. В сухом состоянии мёртвые клетки наполнены воздухом. Поэтому высушенный сфагнум имеет белый цвет. Во время дождя эти клетки впитывают огромное количество воды. При этом вес мха увеличивается в 30 — 40 раз.

Из мха образуется торф. Огромные пространства торфяных болот на севере России, на востоке (в Сибири и на Урале), на западе, а также в некоторых других регионах называют торфяным мхом, или сфагнумом.

Обычно сфагнум покрывает сплошным густым ковром всё торфяное болото. Стебельки мха растут своей верхушкой. Нижние части стебельков лишены ризоидов. Они постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода. Со временем в торфяном болоте накапливаются огромные запасы полуразложившихся частей сфагнума и других болотных растений. Так образуется торф. Запасы торфа в России огромны. Болота составляют около 7% всей площади страны. Торф является одним из источников топлива для промышленности. Торф используется также для удобрения полей. Особенно большую ценность как удобрение торф приобретает после подстилки его скоту, так как он хорошо впитывает жидкие отбросы.

Таким образом, мох — более высокоразвитое растение, чем водоросль и гриб: он имеет стебель и листья. Но настоящих корней мох не имеет. Их заменяют ризоиды. Размножаются мхи спорами. Мхи — неприхотливые растения. Они часто поселяются на камнях, вслед за лишайниками. Большое народнохозяйственное значение имеют залежи торфа, образуемые торфяным мхом — сфагнумом.

Источник: http://beaplanet.ru/moh.html

Сфагновые мхи широко распространены в умеренных и холодных широтах. Они образуют сплошной покров на болотах   и во влажных лесах.

Стебли у сфагнума прямостоячие, листья расположены мутовчато. Стебель ветвится, ветви олиственны. Листья однослойные, состоят из клеток двух типов — живых, зеленых, которые содержат хлоропласты, и бесцветных мертвых. Оболочки мертвых клеток имеют крупные отверстия, через которые в них проникает вода, поэтому сфагнум накапливает воду.

Торф — ценное удобрение, используется как сырье химической промышленности и в качестве топлива.

Насчитывается около 12000 видов современных папоротников. Приблизительно две трети видов произрастают в пиках, а треть — в умеренных зонах.

Папоротники умеренных широт — многолетние травянистые растения, в тропических лесах встречаются древовидные формы. Немногочисленные виды (сальвиния) обитают в воде.

Спорофиты папоротников имеют толстые, мощные корневища, на которых каждый год образуются розетки листьев. Придаточные корни отходят от корневищ у оснований листьев. На крупных листьях (вайях) имеются мелкие листочки, которые выполняют фотосинтезирующую и спороносную функции. Спорангии располагаются на нижней стороне листьев и собраны в кучки, одетые специальным покрывальцем. Эта структура называется сорусом. После созревания споры рассеиваются и при попадании в благоприятные условия прорастают в заросток — гаметофит. Заросток — зеленое растение сердцевидной формы. С нижней стороны заростка развиваются бесцветные ризоиды, выполняющие функцию корней. Там же образуются женские (архегонии) и мужские (анхеридии) половые органы, в которых созревают половые клетки. Для передвижения сперматозоида к яйцеклетке необходима вода. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, который первое время существует за счет питательных веществ из заростка. Зародыш имеет специальную ножку с присоской, с помощью которой он потребляет органические вещества из заростка, и небольшой лист. Через некоторое время заросток отмирает, и молодой спорофит переходит к самостоятельному  существованию.

В настоящее время хвощевидные представлены одним родом, который включает 15 видов многолетних травянистых растений.

После отмирания весенних побегов на корневище развиваются летние, фотосинтезирующие побеги.

Современная флора насчитывает около 200 видов плаунов. Они распространены от арктических широт до тропиков. Тропические виды главным образом эпифиты. Плауны умеренных широт — вечнозеленые растения, образующие ковры на почве под покровом хвойного леса.

Роль папоротникообразных в природе и в хозяйственной деятельности человека в основном связана с залежами каменного угля, образованными древними папоротникообразными в каменноугольном периоде палеозоя. Современные папоротникообразные используют в медицине, в качестве декоративных растений в аквариумах и водоемах. Некоторые виды азоллы используют как зеленое удобрение, обогащающее почву азотом. Хвощи часто бывают злостными сорняками; среди них встречаются и ядовитые формы.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе и в народном хозяйстве.

Женские шишки собраны по 1-3 на концах молодых побегов. Каждая шишка представляет собой ось, от которой отходят чешуи двух типов: бесплодные и семенные. На каждой семенной чешуе с внутренней стороны формируется по два семязачатка. В центре семязачатка развивается эндосперм, который представляет собой женский гаметофит. Эндосперм развивается из мегаспоры, в его ткани образуются два архегония.

Еще один важный представитель голосеменных — это ель. Она теневынослива, растет на богатых почвах. Сосна не может расти под пологом ели, а ель может расти под пологом сосны. У ели поверхностная корневая система, хвоя существует 6-8 лет, пробка тонкая, поэтому ель не переносит даже несильные пожары. Корневые системы сосны и ели образуют симбиоз с гифами грибниц— микоризы.

Значение голосеменных в биоценозах огромно, так как они являются лесообразующими породами. В Северном полушарии большая часть лесов хвойные. Голосеменные растения дают пищу животным — лоси питаются молодыми побегами сосны, белки, клесты —семенами кедровой сосны и т.д. Древесина голосеменных используется человеком для разных целей (как топливо, строительный материал, сырье для получения бумаги и т.д.).

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира. Создание культурных растений человеком.

В процессе эволюции растений происходили следующие события. Примерно 2000 млн. лет назад появились сине-зеленые водоросли, которых относят к цианобактериям: это были одноклеточные и многоклеточные прокариотические организмы, способные к фотосинтезу с выделением кислорода. Это привело к обогащению атмосферы Земли кислородом, необходимым для всех аэробных организмов. В протерозойской эре господствовали зеленые и красные водоросли. Водоросли продолжали господствовать и в палеозое (возраст палеозоя примерно 570 млн. лет), однако в силурийском периоде палеозоя появляются древнейшие высшие растения — риниофиты (или псилофиты). Эти растения уже имели побеги, но у них еще не было листьев и корней. Размножались они спорами и вели наземный или полуводный образ жизни. В девонском периоде палеозоя появляются моховидные и папоротникообразные (плауны, хвощи, папоротники), а господствуют на Земле риниофиты и водоросли. В девоне же появляется и новое царство — Грибы. Моховидные и папоротникообразные — это Высшие споровые растения. У мхов появляются стебли и листья (выросты стебля), однако корней еще нет; функцию корней выполняют ризоиды — корнеобразные отростки от стебля. В цикле развития мхов преобладает гаплоидное поколение (гаметофит) — это само растение мха. Диплоидное поколение (спорофит) у них не способно к самостоятельному существованию и питается за счет гаметофита. У папоротникообразных появляются корни; в цикле их развития преобладает спорофит (само растение), а гаметофит представлен заростком — это маленькая сердцевидная пластинка у папоротников или клубенек у плаунов и хвощей. В древности это были огромные древовидные растения. Размножение у Высших споровых невозможно без воды, так как оплодотворение яйцеклетки у них происходит таким образом: подвижные мужские гаметы — сперматозоиды движутся к яйцеклеткам в капельках воды. Именно поэтому вода для Высших споровых — ограничивающий фактор; если не будет капельной воды, размножение этих растений станет невозможно.

Сортом называется однородная группа (популяция) растений с определенными признаками и свойствами, искусственно созданная человеком. Признаки сорта передаются по наследству, хотя в полной мере проявляются лишь при определенных климатических условиях и соответствующем уходе (агротехнике). Характерно, что в полеводстве и овощеводстве подавляющее большинство растений размножается семенами, и чисто генетических факторов достаточно для сохранения свойств сорта. В плодоводстве обычно используется вегетативное размножение (черенки, прививки и т.п.).

Чем разнообразнее исходный материал, используемый для селекции, тем больше возможностей он дает для успешного создания новых сортов и тем эффективнее селекция. Источником такого разнообразия служат, прежде всего, исходные («дикие») популяции растений — предков современных пшеницы, картофеля и т.п. При этом те районы, где обнаружено наибольшее генетическое разнообразие предков какого-либо вида культурного растения, является, очевидно, и местом его происхождения и одомашнивания. Систематическое исследование таких районов было проведено Н.И. Вавиловым, который установил основные центры древнего земледелия.

Источник: http://vcvetu.ru/rasteniya/931/index.html?page=5

Зеленые листостебельные мхи. Кукушкин лен

Общая характеристика зеленых листостебельных мхов. Эти мхи широко распространены от Арктики до Антарктики. Они образуют сплошные покровы на болотах, покрывают на большом протяжении почву в хвойных лесах, на лугах, в горах и тундрах. Известно около 14 тыс. видов зеленых мхов. К наиболее распространенным из них относятся разные виды кукушкина льна. В нашей стране наиболее известен кукушкин лен обыкновенный, встречающийся обычно в заболачивающихся лесах и по окраинам болот.

Строение кукушкина льна. Стебель у кукушкина льна буровато зеленый, прямостоячий, обычно неветвистый, высотой 15–20 см. На нижней части стебля имеются ризоиды. Ими кукушкин лен закрепляется в почве и всасывает из нее воду и растворы минеральных веществ.

Кукушкин лен

Листья у кукушкина льна линейно шиловидные. На срезе листа под микроскопом видны столбики клеток. В них находится хлорофилл. Между столбиками клеток скапливается и удерживается вода.

Образующиеся в листьях органические вещества поступают в другие части тела по проводящим тканям стебля.

Размножение кукушкина льна. Кукушкин лен — двудомное растение. Мужские растения имеют на верхушке красноватые листочки, между которыми находятся мешочки — мужские органы размножения. В них развиваются двужгутиковые сперматозоиды. У женских растений все листья зеленые. Между листьями на верхушке побега расположено по одному колбовидному женскому органу размножения. В его расширенной части образуется яйцеклетка.

Верхние части побегов кукушкина льна

В весеннее половодье или после дождя дернинки кукушкина льна бывают покрыты водой. В это время мужские мешочки вскрываются и сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам. После оплодотворения яйцеклетки образуется зигота, которая, не выходя из женского органа, начинает делиться. На верхушке женского растения, как и у сфагнума, развивается покрытая колпачком коробочка на длинной ножке. Нижняя часть ножки образует присоску, которая поглощает из женского растения органические вещества. Внутри коробочки развивается множество одно клеточных спор. В сухую погоду колпачок сбрасывается и споры рассеиваются.

Коробочки кукушкина льна

Попав в благоприятные условия спора прорастает. Из нее развивается ветвящаяся нить, похожая на нитчатую водоросль — это предросток. На нем образуются почки, дающие начало новым мужским и женским растениям кукушкина льна.

Предросток кукушкина льна

Таким образом, у кукушкина льна, как и у сфагнума, в течение жизни происходит смена поколений — спорофита и гаметофита. Гаметофит (половое поколение) представлен облиственным побегом. Спорофит (бесполое поколение) — коробочка на длинной ножке. Растения бесполого поколения живут за счет растений полового поколения.

Плотный покров кукушкина льна задерживает атмосферную влагу, может вызвать заболачивание леса и затруднять его возобновление: семена деревьев и кустарников, попавшие на плотный моховой покров, закрывающий почву, не могут прорастать.

Другие зеленые мхи. На болотах, в лесах, чаще на местах кострищ произрастает мох фунария. Он образует светло-зеленые дернинки. Его стебли достигают 1–3 см высоты, а ножка коробочки — 8 см.

Фунария

В ручьях с проточной водой, а иногда и в стоячих водоемах, встречается мох обыкновенный ручьевой. Он имеет слабоветвящиеся побеги, длиной до 50 см. Иногда его содержат в аквариумах.

Источник: http://blgy.ru/biology6v/moss

???????? ????????????? ????????? ? ????????????? ??????????????, ????????? ? ????????

??????????????? ?????????? ? ???

????????????? ???????? ??? ?????????? ? ???

?????? I. ????????. ????????. ?????. ?????????

???. ???????????????????

???. ??????? ???. ???????? ? ??????????? ????????? ????. ??? ???????, ??????????? ????????. ??????????? ????? ? ??? ????????

?????????? ? ????????????, ??????????? ????????. ??????????? ????? ?????????? ??????????? ????? 25 000 ?????. ???? ?????????? ???????????? ????? ???? ????????, ???????? ? ?????????, ???? ??????? ? ????????. ? ???? ?????? ???, ???? ?????? ???????, ??????????? ???? ??????. ? ???? ????? ???????? ??????????, ?????????? ? ???????????? ?????.

????????????????? ???? ?????????? ???????????? ????? ??????- ???. ?? ?????????? ??????????? ??????? (?????????) ? ??????? (?????????) ??????? ??????. ? ?????????? ?????????? ????????????? ?????????????, ? ? ?????????? ? ??????? ??????????. ??? ?????? ???? (? ????? ??????) ????????????? ??????? ?? ??????????, ? ???? ?? ??? ????????? ? ????????? ? ????????????? ??????????. ?? ?????? ????????? ???????? ? ???????? ?????????. ???????? ??????????? ??????????, ??????? ?? ?????. ? ????????? ?????????? ?????.

??? ??????????? ????? ??????????? ????????? ? ?????? ????????????? ????. ?? ????????? ?????????? ?????, ??????? ???? ?????? ????? ???????????. ?????????? ???????? ? ????????????? ???????????.

?? ???????, ?????????? ?????? ? ?? ??????? ???????????? ???????? ???, ??????? ?????? ???????? ???????? ?????????. ???????? ??? ? ???????? ?????????: ?? ???????? ????? ??????? ??????????? ?????????, ? ?? ?????? ? ?????????. ?????????????? ?????????? ? ??????? ????. ????? ?????????????? ?? ??????? ???????? ??????????? ???????? ? ????????? ?? ?????. ???????? ??????????? ?????, ?? ???????? ? ??????????? ? ???????? ?? ???? ??????????. ? ????????? ????????? ?????, ?? ??????? ????? ??????????? ?????????? ???????? ?????????. ?? ????????? ??????????? ?????, ? ?? ??? ? ????? ??????? ??????????.

????????? ??? ?????? ?????????????? ? ????????? ? ???????? ???????. ??? ???????? ???????? ?????? ?? ??????? ? ?? ??????? ?????.

?????? ? ???????? ????????????, ?????? ??????????? ?????????, ??????? ????????, ????? ????? ??????. ?????? ???????????, ??????? ?? ?????? ???? ????? ? ?????, ???????, ??????? ???????? ???????????, ? ?????????? ???????. ???????? ??????? ?????? ????? ??????? ?????????, ????? ??????? ? ??? ????????? ????, ??????? ??????? ??????????? ????.

??????? ? ???????? ??????????: ?? ????? ?????? ?????????? ????????? ? ?????????. ?????????????? ?????????? ? ??????? ????, ?? ??????? ???????????? ?????????? ? ??????????. ?? ?????? ??????????? ????????. ?? ???????????? ????? ????????? ?? ?????. ???????? ? ??????????????????? ?????????, ?? ???????? ?? ???? ???????? ??????????. ? ????????? ????????? ?????. ??? ?????????? ? ???????????????? ? ??????? ????? ??? ????. ?? ????? ?????????? ?????????, ?? ??????? ??????????? ?????? ??????????.

??????? ?? ????? ????????, ?? ????????? ???? ???? ???????????? ????. ?????? ????? ?????? ???????? ????????? ? ???? ? ?????????? ????????. ???????? ????? ?????? ?????????? ?? ??? ???????, ??? ???????? ??????????? ??????????? ??? ??????? ?????????. ? ?????????? ?????????? ????. ??????? ???????????????? ????????? ????? ???????? ? 1 ?? ?? 10 ???. ??????? ???????? ?????????? ???????, ?????????? ?????????????? ??????????, ??????? ? ???????? ?????????? ?????? ??????????? ??????? ???????? ? ????????.

???? ? ?????? ?????????, ????? ???????????? ? ?????????? ?????????????? ??? ????? ??? ????????? ?????, ??????, ?????????, ?????????? ??????, ?????????? ??????? ? ? ???????? ???????.

???????? ???? ? ??????? ? ???????? ??????? ?? ?????????? ?????, ??????????? ??????? ????????????? ? ????????????????.

Источник: http://compendium.su/biology/ege/15.html

Кукушкин лен

Кукушкин лен – род листостебельных зеленых мхов отдела моховидные растения. Известно около 100 видов, произрастающих по всей Земле. В виде подушкообразных дерновин кукушкин лен распространен в лесах, тундре, горной местности, на болотах и лугах, зачастую формирует густой полог. Представители данного рода участвуют в заболачивании почв и торфообразовании.

В странах СНГ встречается около 10 видов растений данного рода в северных регионах и средней полосе. Наиболее распространен кукушкин лен обыкновенный, или политрихум обыкновенный. Этими растениями богаты заболачивающиеся леса-долгомошники в тайге, влажные леса и болота.

Строение кукушкина льна. Это многолетний листостебельных мох достаточно крупных размеров с ризоидами в нижней части стебля (примитивными аналогами корней). Первичный горизонтальный стебель развивается без листьев. Вторичный стебель прямостоячий, может быть как простой, так и разветвленный. Длина вторичного стебля составляет, в среднем, 10-15 см, но может достигать 30-40 см. Стебли густо покрыты листьями, каждый из которых на верхней своей поверхности имеет ассимиляционные пластиночки и крупную основную жилку. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек.

Во внутреннем строении стебля различают примитивную проводящую систему, благодаря чему вода с растворенными питательными веществами перемещается по стеблю. Отдельные удлиненные клетки стебля, в которых отсутствует содержимое, соединены порами аналогично трахеидам высших растений. Их предназначение – транспортировка воды.

Размножение кукушкина льна. Это растение размножается бесполым (побегами, спорами) и половым (гаметами) путем. Гаметофит представляет собой многолетний зеленый побег с листочками и ризоидами (корнеподобными образованиями). Растение образует многочисленные споры. Из каждой споры при благоприятных условиях развивается побег с небольшой продолжительностью жизни, который выглядит как коробочка (спорангий) на ножке. Строение коробочки со спорами отличается от такового других листостебельных мхов. В верхней части она прикрыта колпачком с тонкими волосками и похожа на льняную пряжу. А сами коробочки напоминают кукушку, замершую на шесте. Это определяет название растений данного рода.

Значение кукушкина льна. Благодаря специфическому строению листьев и образованию плотной дернины, распространение приводит к поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местности. Также эти мхи участвуют в образовании торфа.

Источник: http://beaplanet.ru/moh/kukushkin_lyon.html

Растения- многообразие особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Растение и окружающая среда

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его использование в народном хозяйстве.

Моховидные — вечнозеленые, многолетние растения. Современная флора моховидных насчитывает около 25000 видов. Тело моховидных представляет собой либо слоевище, прижатое к субстрату, либо стебель с листьями. У мхов корней нет, есть только ризоиды, выполняющие роль корней. У мхов слабо выражены проводящие, запасающие и механические ткани.

Фотосинтезирующее тело моховидных представляет собой гаметофит. На гаметофите развиваются мужские (антеридии) и женские (архегонии) половые органы. В антеридиях образуются двужгутиковые сперматозоиды, а в архегониях — крупные яйцеклетки. При помощи воды (в сырую погоду) сперматозоиды выходят из антеридиев, и один из них проникает в архегоний и оплодотворяет яйцеклетку. Из зиготы вырастает спорофит — бесполое поколение. Спорофит представлен коробочкой, сидящей на ножке. В коробочке образуются споры.

При прорастании споры формируется протонема — тонкая разветвленная нить. На протонеме образуются почки, которые дают начало новым гаметофитам. Гаметофиты способны к вегетативному размножению.

Сфагнум — растение однодомное: на стебле образуются архегонии и антеридии. Оплодотворение происходит с помощью воды, по которой сперматозоид подплывает к яйцеклетке. Из зиготы формируется спорофит. Он представляет собой коробочку на ножке. Спорофит нефотосинтезирующее поколение, он питается за счет зеленого гаметофита. В коробочке созревают споры. Они высыпаются и распространяются с мощью ветра или воды. Из споры прорастает протонема, которой развиваются стебли гаметофита.

Сфагнум не имеет ризоидов, он впитывает воду всей поверхностью тела. Нижняя часть стебля сфагнума погружена воду и постепенно отмирает. Отмершие части стебля опускаются на дно водоема, где медленно разлагаются практически без доступа кислорода. В результате образуется торф. Процесс торфообразования протекает очень медленно — 1 см за 10. Сфагнум содержит карболовую кислоту, обладающую бактерицидными свойствами, поэтому в торфяных отложениях хорошо сохраняются остатки животных и растений.

Кукушкин, лен — растение двудомное. Зеленые стебли образуют подушечки. Произрастает кукушкин лен во влажных, затененных местах и на болотах. На верхушке стеблей развиваются архегонии, а на других — антеридии. Оплодотворение происходит с помощью воды. После оплодотворения на женском растении развивается спорофит — коробочка на ножке. Спорофит желтоватого цвета, не способен к фотосинтезу и питается за счет гаметофита. В коробочке созревают споры, из которых после прорастания образуется нитчатая протонема. На протонеме развиваются почки, а из них — новые зеленые гаметофиты.

Значение мхов в природе в основном связано со сфагновыми мхами, вызывающими быстрое заболачивание и торфообразование.

Папоротникообразные: папоротники, хвощи, плауны. Строение и размножение.

Хвощи произрастают во влажных или заболоченных местах. Надземные побеги имеют членистые стебли с мутовчато отходящими от узлов ветвями. Листья мелкие, чешуевидные, собраны в узлах мутовками. В клетках кожицы стеблей и листьев откладываются кристаллы кремнезема, поэтому тело хвощей очень жесткое.

Надземные побеги хвоща ежегодно формируются из почек корневища. От корневища отходят придаточные корни.

У хвоща два типа побегов. Ранней весной развиваются весенние побеги. Они светло-коричневого цвета, нефотосинтезирующие. В узлах побега располагаются пленчатые коричневые листочки, образующие мутовку, которая охватывает стебель. На концах весенних побегов формируются спороносные колоски. После созревания, споры высыпаются и прорастают в заросток (гаметофит). Заростки хвощей зеленые, свободноживущие. Гаметофиты в основном обоеполые — на них развиваются женские и мужские половые органы. Для оплодотворения необходима вода — сперматозоид плавает и достигает яйцеклетки. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш. Зародыш некоторое время связан с гаметофитом, а затем прорастает в спорофит.

Спорофит плауна имеет ветвящиеся подземное корневище, от которого отходят надземные побеги и придаточные корни. Чешуевидные листья плауна располагаются спирально на побегах. Стебли плауна стелятся по земле, от них вверх отходят вертикальные побеги, некоторые из которых заканчиваются спороносными колосками.

После прорастания споры плауна дают начало обоеполым гаметофитам. Гзметофиты — нефотосинтезирующие растения, которые развиваются под землей в симбиозе с почвенными грибами. Для оплодотворения необходима вода— по ней двужгутиковый сперматозоид достигает яйцеклетки. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш. Он некоторое время существует, прикрепляясь к гаметофиту. Затем гаметофит отмирает, и из зародыша развивается самостоятельное растение — спорофит.

Голосеменные — это вечнозеленые деревья, реже лианы или кустарники, травянистые формы отсутствуют. У голосеменных семяпочки расположены открыто. В современной фауне наиболее богато представлен подкласс хвойных, который насчитывает около 600 видов растений. Они образуют леса в северной Евразии и Северной Америке.

Хвойные — это деревья и кустарники. Листья у хвойных игловидные, многолетние. Большинство растений вечнозеленые, есть листопадные (лиственница). Растения, как правило,

однодомные.

Сосна обыкновенная — это дерево, достигающее 50 м высоты. На концах ветвей располагаются почки, которые дают начало новым побегам. Побеги у сосны двух типов: удлиненные и укороченные. На удлиненных побегах находятся коричневатые чешуйчатые листья, из пазух которых развиваются укороченные побеги. Каждый укороченный побег несет два листа — хвоины. Хвоины живут от 1,5 до 2 лет, а затем опадают вместе с побегом. Хвоины покрыты толстой кутикулой. У них всего два неветвящихся сосудистых пучка и немного устьиц, которые находятся в углублении, поэтому сосна экономно испаряет воду. Особенности строения листьев позволяют сосне обитать в относительно засушливых местах и переносить значительное переохлаждение. Неприхотливость сосны также объясняется строением ее корневой системы. Сосна имеет стержневую корневую систему. Главный корень

проникает глубоко в почву и доставляет воду растению. При произрастании на зыбучих почвах (пески) у сосны мощно развиваются боковые корни, которые удерживают растение грунте. Сосна светолюбива, может расти на бедных почвах и даже на болотах и на скалах. Толстая пробка ствола позволяет сосне переносить не очень сильные пожары.

Весной у основания молодых побегов образуются желто-зеленые мужские шишки. В мужских шишках формируются пыльцевые зерна, состоящие из двух клеток: вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится на две мужские гаметы — спермии. Пыльца разносится ветром.

Пыльца переносится ветром к пыльцевходу семязачатка. Из пыльцевхода выделяется клейкая жидкость, при подсыхании которой пыльца втягивается внутрь семязачатка. Между  опылением и оплодотворением проходит около года. Пыльцевое зерно прорастает в пыльцевую трубку, которая достигает архегония. В конце пыльцевой трубки находятся два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой одного из архегониев, а другой погибает. Из образовавшейся зиготы развивается зародыш.

Зародыш состоит из подвеска, корешка, стебелька и нескольких (от 5 до 12) семядолей. После оплодотворения семязачаток превращается в семя. Семя состоит из семенной кожуры, образующейся из  покровов  семязачатка,  гаплоидного женского эндосперма и зародыша. После созревания семян семенные чешуйки шишек раскрываются, и семена высыпаются; это происходит в конце зимы. Семена сосны имеют прозрачное крылышко и распространяются ветром.

Другие представители голосеменных — это пихта, лиственница, можжевельник, секвойя (самое высокое дерево на Земле — ее высота может достигать 120 м) и др. Среди голосеменных есть и «долгожители»: сосна остистая, которая произрастает в Калифорнии, может жить до 5000 лет.

В карбоне (каменноугольном периоде) появляются семенные папоротники, от которых в дальнейшем, как полагают ученые, произошли голосеменные растения. Господствуют на планете гигантские древовидные папоротникообразные (именно они и дали залежи каменного угля), а риниофиты этом периоде полностью вымирают.

В пермском периоде палеозоя появляются древние голосеменные растения. Господствуют в этом периоде семенные и травянистые папоротники, а древовидные папоротникообразные вымирают. Голосеменные растения относятся к Высшим семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление этих растений было связано с поднятием суши и колебаниями температуры и влажности. Размножение этих растений уже не зависит от воды. В мезозое (возраст мезозоя примерно 240 млн. лет) различают три периода — триасовый, юрский и меловой.

В мезозое появляются современные голосеменные (в триасе) и первые покрытосеменные (в юре). Господствующие растения — голосеменные. Древние голосеменные растения и папоротники в эту эру вымирают. Появление покрытосеменных растений было связано с целым рядом ароморфозов. У этих растений появляется цветок — видоизмененный укороченный побег, приспособленный для образования спор и гамет. В цветке осуществляется опыление, оплодотворение, формируется зародыш и плод. Семена покрытосеменных растений защищены околоплодником — это способствует их сохранению и распространению. При половом размножении у этих растений происходит двойное оплодотворение: один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а второй спермий — центральную клетку зародышевого мешка, в результате чего образуются зародыш и триплоидный эндосперм — питательная ткань зародыша. Оплодотворение происходит в зародышевом мешке, который развивается в семяпочке, защищенной стенками завязи. Среди покрытосеменных растений есть и травы, и кустарники, и деревья. Вегетативные органы (корень, стебель, лист) имеют множество видоизменений. Эволюция покрытосеменных растений шла очень быстро. Для них характерна высокая эволюционная пластичность. Большую роль в их эволюции и расселении сыграли насекомые-опылители. Покрытосеменные — единственная группа растений, образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий. В кайнозойской эре (ее возраст примерно 62-70 млн. лет) на Земле господствуют современные покрытосеменные и голосеменные растения, а Высшие споровые растения подвергаются биологическому регрессу.

Сельскохозяйственные (культурные) растения произошли от дикорастущих видов. Первобытный человек, находя растения со съедобными плодами, семенами, корнями, позднее стал выращивать их вблизи своего жилища. При этом он заметил, что уход за растениями (рыхление почвы, полив, уничтожение сорняков и вредителей) увеличивает и улучшает урожай. Кроме того, происходил постоянный отбор особей с наиболее ценными свойствами, поскольку именно они являлись самым качественным посевным материалом. В результате происходила стихийная селекция культурных растений, и появились различные их сорта.

В настоящее время селекция представляет собой одну из прикладных областей биологии и использует для создания и улучшения сортов растений не только традиционные способы скрещивания и отбора, но и различные генетические и молекулярно-биологические методы. Они позволяют создавать полиплоидные сорта, проводить отдаленную (межвидовую) гибридизацию, а также проводить направленные изменения ДНК растений, придавая им устойчивость к различным заболеваниям и т.п.

Общая характеристика зеленых мхов. Кукушкин лен: строение, размножение, развитие, происхождение названия

1. Общая характеристика зеленых мхов.

В жизненном цикле зеленых мхов, как и у всех мохооб­разных, преобладает гаплоидное поколение — гаметофит, спорофит в виде коробочки, развивается на гаметофите. Самый крупный род зеленых мхов — кукушкин лен. Мхи этого рода многолетние растения. Обычно они растут в за­болачивающихся лесах и по окраинам болот, образуют плотные, густые дернины.

2. Внешнее строение мха кукушкин лен.

Стебель у кукушкина льна прямостоячий, обычно невет­вистый (30-40 см), листья линейно-шиловидные. У листа есть срединная жилка. Корней у кукушкина льна нет. Их за­меняют нитевидные выросты — многоклеточные ризоиды, которые располагаются на нижней части стебля. Они всасы­вают воду из почвы, а также служат для прикрепления.

3. Размножение и развитие мха кукушкин лен.

Кукушкин лен — растение двудомное. Женские поло­вые органы (архегонии) и мужские половые органы (анте­ридии) развиваются на разных растениях. В архегониях образуются яйцеклетки, в антридиях сперматозоиды. Мужские растения всегда можно отличить по присутст­вию более крупных листьев желто-бурого цвета, которые окружают мужские половые органы — антеридии. На женских экземплярах таких листьев нет. После оплодо­творения яйцеклеток сперматозоидами, которые попада­ют в женские половые органы через капли воды, из зиго­ты образуется спорофит — коробочка на длинной ножке (способствует распространению спор на большее рас­стояние). Коробочка состоит из урночки и крышечки, 38 сверху прикрыта колпачком. В урночке находится споран­гий со спорами. Когда споры созреют, в сухую погоду колпачок, а за ним и крышечка опадают. Тонкая ножка раскачивается даже от слабого дуновения ветра, и мелкие и легкие споры высыпаются. Материал с сайта //iEssay.ru

Цикл развития: споры (гаплоидные; при их образова­нии происходит редукционное деление) -> прорастание споры во влажной почве -> нитчатый предросток (прото­нема) -> на протонеме образуются почки, а из них листо­стебельные растения (гаплоидные гаметофиты).

4. Происхождение названия «кукушкин лен».

Стройные коричневые стебельки кукушкина льна усеяны маленькими тёмно-зелёными листочками и слегка похожи на растение льна в уменьшенном виде. Отсюда последняя часть названия — лён. Коробочки, которые появляются на женских растениях, похожи на сидящую на «шесте» кукушку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ^^^

Источник: http://www.iessay.ru/ru/other/biologiya/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/botanika/obshhaya-harakteristika-zelenyh-mhov.-kukushkin-len-stroenie-razmnozhenie-razvitie-proishozhdenie-na

Установите Последовательность Размножения Мха Кукушкина Льна

Дмитриева. Педагогический марафон 2. Можно было бы сказать, что эта статья посвящена просто методике тем курса биологии, касающихся вопросов размножения растений.

На самом деле это не совсем так. Приведу пример из учебника одной из авторских линий концентрического курса биологии (наиболее, на мой взгляд, удачной). Он касается размножения хламидомонады. Зооспоры растут и достигают величины материнской клетки. При похолодании или пересыхании водоемов и других неблагоприятных условиях у хламидомонады образуются двужгутиковые половые клетки – гаметы.

Выйдя из материнской оболочки, гаметы сливаются попарно – образуются зиготы. Они покрываются толстой оболочкой и зимуют. Весной зигота делится, в результате чего образуются 4 клетки – молодые особи». В этом тексте все понятно и просто, но, к сожалению, совершенно не ясно, что следует из описанных особенностей размножения хламидомонады.

Затем в учебнике последовательно излагается размножение спирогиры, улотрикса, сфагнума, кукушкина льна, папоротника, голосеменных растений на примере сосны, а завершается это размножением покрытосеменных растений. Весь материал изложен доступно, но, к сожалению, не работает на развитие ученика и превращает биологию в описательную науку, не показывая ее логической красоты и внутренних взаимосвязей.

Что может сделать учитель, чтобы не произошло путаницы понятий, чтобы каждый последующий урок работал на формирование системы знаний о размножении растений, а главное, чтобы курс биологии был логичным и интересным для ребенка? Предлагаемый подход к изучению вопросов размножения растений реализован в разобранных ниже фрагментах уроков. Эти примеры помогут отказаться от бесконечного рассказа учителя при объяснении нового материала, включить учащихся в активный процесс добывания знаний, используя обычные методы фронтальной работы. Данный подход к изучению вопросов размножения растений заимствован из авторской программы Н. И. При таком построении курса в первый год обучения (6- й класс) вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровни организации органического мира, взаимосвязь организма и среды. Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей.

Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры. Торфяным мхом называют: 1- кукушкин лен 2- сфагнум 3- щитовник мужской 4- печеночный мох. Установите последовательность этапов размножения мха кукушкин лен. Б) взрослое растение гаметофит. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием: а) листьев. Необходимым условием для размножения мхов является наличие: а) света. Установите последовательность этапов жизненного цикла мха, начиная со споры.

  1. А.заросток-гаметофит Б.споры В.оплодотворение Г.половые клетки Д.взрослое растение-спорофит Е.зигота Ж.молодое растение-спорофит. В5.Установите последовательность этапов размножения мха кукушкина льна.
  2. Рассмотрим цикл развития мха кукушкин лен (рис. Стебли этого мха небольшие, крепкие, с многочисленными мелкими, узкими, жесткими листьями.

В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7- м классе, человека в 8- м классе, а в 9- м классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе «Общие закономерности живого». Все это позволяет целенаправленно развивать мышление. Важно и то, что у учащихся при реализации этого курса не только формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, но и развиваются такие умения и навыки, как способность сравнивать, анализировать, выделять главное. В 6- м классе тема «Размножение» включает в себя следующие уроки. Бесполое размножение».

Все уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций. К сожалению, рисунки, представленные в данной статье, передают только конечное содержание слайда. В реальном времени процесс выведения информации на экран напоминает поэтапную работу учителя на доске. Это позволяет совместить процессы обсуждения и конструирования части изучаемой информации.

Действие урока опирается на наглядность, но при этом не дает детям готовых решений, позволяет им найти их самим. Урок «Половое размножение растений»Жизненный цикл – первое понятие, которое вводит на уроке учитель. Жизненный цикл – последовательность стадий развития, через которые проходят представители данного вида от зиготы одного поколения до зиготы следующего поколения. На слайде презентации первым разворачивается центральный круг. Далее обсуждается, почему именно эта геометрическая фигура использована для представления жизненного цикла (начала нет и нет конца).

Этап повторения актуализирует именно ту информацию, которая будет работать при обсуждении новой темы. На этом этапе обсуждаются следующие вопросы. Естественно, в 6- м классе от детей не нужно требовать запоминания стадий этих двух процессов.

Очень оживляют урок задания, в которых приходится работать с фотографиями реальных объектов. Следующий слайд предполагает именно такую работу. Ребятам предложено расположить рисунки в правильном порядке. Это немудреное задание позволяет соединить практику и теорию. На следующем этапе урока разбирается жизненный цикл растений.

Можно пойти по простому пути и дать учащимся готовое решение, а можно попытаться совместными усилиями сконструировать жизненный цикл растений. Отправной точкой для этой работы будут следующие положения (их ребята записывают в тетрадь). Жизненный цикл последовательно появляется на следующем слайде презентации, где каждый элемент выводится на экран только после обсуждения вопроса. В учебнике 6- го класса описываются жизненные циклы хламидомонады, спирогиры и кукушкина льна. Два первых примера на уроке рассматривать не стоит, т.

Закрепить знания о жизненном цикле растений и показать, как действует общая закономерность, лучше на примере жизненных циклов кукушкина льна и папоротника. Учитель делает утверждение: «Кукушкин лен – двудомное растение». На этом этапе урока важно определить, что яйцеклетка находится на верхушке женского растения и, поскольку она неподвижна, то образовавшаяся зигота будет находиться там же. А это значит, что бесполое поколение может вырасти только на верхушке женского растения.

Вся предварительная работа проведена. Учащиеся готовы самостоятельно разобраться в особенностях жизненного цикла мха. Следующий слайд содержит известный им жизненный цикл растений и мультфильм. После первого просмотра можно задать учащимся вопрос о том, с какого места жизненного цикла он начинается. Далее обсуждаем, что увидели в кинофрагменте.

Презентация позволяет запустить кинофрагмент и во время обсуждения. Колонка «папоротник» на этом этапе остается незаполненной. При этом использованы разные виды работы, релизован принцип «повторение – мать учения», и, что немаловажно, учитель организовал работу учащихся по добыванию новых знаний.

Частный случай жизненного цикла мха разобран на основе общей закономерности. Дети активно вовлекаются в учебный процесс, а не пассивно слушают объяснения учителя. Для стимулирования познавательной активности название следующего этапа урока скрыто от детей. Заголовок слайда появится после обсуждения кинофрагмента, в котором в режиме замедленной съемки показан рост молодого листа папоротника. Посмотрите кинофрагмент и скажите, о какой группе растений пойдет далее речь на уроке? Содержание параграфа по этому вопросу ограничено всего одним предложением: «Чередование поколений происходит и у папоротников».

Достаточно. ли это для изучения процесса размножения у папоротников? Оказывается. достаточно, ведь в учебнике есть рисунок жизненного цикла, а жизненный цикл растений разобран на предыдущих этапах урока.

Учитель предлагает частный и общий случаи, а чтобы у детей не разбегались глаза при работе с двумя источниками информации, фрагмент страницы учебника попадает на экран презентации. Давайте по рисунку найдем половое и бесполое поколения папоротника.

Для этого вспомним, как размножается половое поколение? Чтобы облегчить процесс поиска, каждый обсуждаемый этап жизненного цикла на рисунке закрашивается по щелчку левой кнопки мыши в определенный цвет, то же самое происходит и на схеме жизненного цикла растений: фиолетовый – гаметы, розовый – половое поколение, голубой – бесполое поколение, зеленый – споры. Для обсуждения можно использовать следующие вопросы. Последний вопрос вызывает у учащихся определенное затруднение: как же назвать бесполое поколение папоротника? Надо рассмотреть строение бесполого поколения папоротника. Вспомните, что такое корневище. Корневище – подземный побег.

От корневищ растут также и листья папоротника. Листья папоротника имеют особое строение и называются вайями.

У большинства папоротников вайи сильно расчленены и растут своей верхушкой. Молодые, еще нераспустившиеся листья улиткообразно закручены. Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи, можно увидеть небольшие коричневые бугорки. Это группы спорангиев – образований, в которых созревают споры. Все части папоротника растут от корневища, поэтому давайте бесполое поколение папоротника назовем корневищным растением.

Следующий слайд содержит известный учащимся жизненный цикл растений и мультфильм. Просмотреть кинофрагмент лучше два раза.

После первого просмотра можно задать учащимся вопрос о том, с какого места начинается жизненный цикл, и обсудить, что они увидели в кинофрагменте. Презентация позволяет запустить кинофрагмент и во время обсуждения. Таким образом, жизненный цикл папоротника на уроке повторен тоже.

Немаловажно и то, что работа с рисунком из учебника позволяет получить необходимую информацию. Любой рисунок учебника имеет информативную значимость. Это иная форма представления информации и учащихся с ней тоже надо учить работать. В завершение урока делается вывод по заполненной таблице. Планирование этой части курса 7- го класса может быть следующим.

Урок. Класс Двудольные». Из этого планирования ясно, что вопросам размножения растений можно посвятить только часть урока.

Поэтому далее будут представлены только фрагменты уроков. Фрагмент урока. Поэтому на нем обязательно надо вспомнить жизненный цикл растений. Методика повторения аналогична рассмотренной выше в конспекте урока 6- го класса. Жизненный цикл последовательно появляется на слайде презентации, каждый элемент выводится на экран только после обсуждения вопроса.?

Далее учитель, не комментируя, по частям выводит на экран схему полового размножения хламидомонады и просит учащихся составить рассказ по этой схеме. Затем обсуждаются условия, в которых происходит половое размножение хламидомонады. Характерно, что ответы учащихся по новому для них материалу часто напоминают выдержку из учебника, приведенную в начале статьи. При наступлении благоприятных условий хламидомонада размножается бесполым способом.

В ходе обсуждения необходимо обратить внимание учащихся на следующие моменты. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу.

Источник: http://knowledgepromo376.weebly.com/blog/ustanovite-posledovateljnostj-razmnozheniya-mha-kukushkina-ljna

впоследствии споры, так называемый археспорий 3. Из клеток археспория после редукционного деления их клеточных ядер образуются микроскопически мелкие одноклеточные гаплоидные споры, служащие для бесполого размножения, так как они возникают бесполым путем 4. Коробочка

1 — мох кукушкин лен; 2 — коробочка его, прикрытая колпачком; 3 — она же без колпачка; 4 — она же открывшаяся (без колпачка и крышечки); 5 — продольный разрез коробочки, внутри нее — темный споровый мешок; 6 — протонема мха; с — спора, из которой она развилась; пч — почечка, из которой разовьется мох (схемат. и увелич.).

вскрывается на верхушке; споры высыпаются из нее (подробнее см. в разделе систематики), разносятся ветром и, попав в благоприятные условия, прорастают. Вначале из спор у лиственных мхов вырастают ветвистые нити, похожие на водоросли и называемые протонемой 5 ; на них образуются почки, каждая из которых может дать листостебельный мох, развивающий впоследствии снова половые органы — антеридии и архегонии. Клетки протонемы и образующиеся на них типичные растения мха с половыми органами имеют ядра с гаплоидным числом хромосом. Диплоидная фаза начинается с оплодотворения и кончается во время деления клеток археспория перед образованием спор, так что спорогоний — коробочка на ножке — является диплоидным.

3 От греческих "архе" — начало, "спора" — посев, семя.

Отдел Моховидные, или Мхи. Сфагновые мхи

Общая характеристика мхов. Растения отдела моховидных — высшие, в основном наземные (очень редко — пресноводные) растения. Они распространены на всех континентах. Однако больше всего встречаются в районах с умеренным и холодным климатом и очень редко — в засушливых областях. Все они небольшой величины и обитают при высокой влажности воздуха на почве, камнях, стволах и ветвях деревьев.

Разнообразие мохообразных

Большинство мхов имеет листостебельные побеги и лишь некоторые представлены слоевищем (маршанция). У многих мхов развиваются ризоиды (вспомним водоросли) — мелкие выросты в нижней части стебля (одноклеточные нити). Ими мхи закрепляются в почве и всасывают воду. Споры и гаметы у всех мхов образуются в многоклеточных органах. Поэтому, в отличие от водорослей, мхи считают уже высшими растениями.

Мхи — преимущественно многолетние растения. Известно их около 25 тыс. видов. Наибольшее распространение имеют листостебельные мхи, а из них — сфагновые и зеленые.

Сфагновые, или торфяные, мхи. Известно около 350 видов сфагновых мхов. В нашей стране они наиболее широко распространены на севере лесной зоны. Они растут преимущественно на болотах, где образуют сплошной покров.

Мох сфагнум

Сфагновый мох, или сфагнум имеет ветвящийся стебель. Листья у сфагнума мелкие, чешуйчатые. Они состоят из одного слоя клеток — живых и мертвых, не имеющих цитоплазмы и ядра. Живые клетки узкие, червеобразные, содержат хлоропласты. Мертвые клетки крупные, заполнены водой и имеют спиральное утолщение и отверстия — поры. Высокая способность впитывать воду дает возможность сфагнуму быстро заселять территории и вызывать их заболачивание. Ризоиды у взрослых растений отсутствуют. Воду онивпитывают стеблями и листьями.

Часть листа сфагума под микроскопом

Побеги сфагнума нарастают верхушкой, а их нижние части из за недостатка кислорода постепенно отмирают.

Размножение сфагнума. В верхней части стеблей сфагнума на небольших ножках образуются мужские и женские половые органы. В мужских половых органах развиваются двужгутиковые гаметы — сперматозоиды, а в женских — яйцеклетки.

Половые органы сфагнума

Передвигаясь по воде сперматозоиды достигают яйцеклеток. Происходит оплодотворение. Из образовавшейся зиготы развивается коробочка с крышечкой.

В коробочках образуются споры. После их созревания крышечка сбрасывается и споры рассеиваются при помощи ветра. Попав в благоприятные условия, спора прорастает: развивается тонкое нитевидное образование — предросток. На нем образуются почки, из которых вырастают облиственные побеги.

Коробочка сфагнума Предросток сфагнума и молодое растение

Таким образом, у сфагнума происходит чередование двух поколений: облиственные побеги — гаметофиты и развивающиеся на них коробочки на ножках — спорофиты.

Значение сфагновых мхов. Отмирающие нижние части побегов сфагнума вместе с другими отмирающими травами в условиях недостаточного доступа кислорода разлагаются неполностью и превращаются в торф. Процесс медленного и неполного разложения связан и с тем, что сфагнум содержит вещества, препятствующие гниению. На торфяных болотах, возраст которых нередко достигает десятков тысяч лет, образовались огромные залежи торфа.

Наша страна по запасам торфа занимает первое место в мире. Торф используют как топливо на многих электростанциях, на подстилку для скота, как удобрение почвы. Применяют его в изготовлении торфоперегнойных горшочков для выращивания рассады, изоляционного материала для строительства. При сухой перегонке торфа получают воск, сахарин, спирт и другие полезные вещества. В медицине торф используют при грязелечении.

Использование торфа

Добыча торфа обычно связана с осушением болот. А это нередко приводит к нежелательным изменениям климата и природных ландшафтов. В связи с этим необходимо очень осмотрительно подходить к выбору мест добычи торфа.

Нередко в природе мхи играют и отрицательную роль. Поселяясь в лесах и на лугах, они образуют сплошной моховой ковер и затрудняют поступление воздуха в почву. В таких условиях происходит вытеснение ценных кормовых трав и заболачивание почвы.

Моховидные (мхи), листостебельные мхи; сфагнум; сперматозоид, предросток.

Источник: http://blgy.ru/biology6v/sphagnopsida

Бесполое и половое размножение мхов

На вершине стеблей лиственных мхов находятся органы полового размножения: мужские — антеридии и женские — архегонии 1. окруженные листьями и расположенные у большинства на разных растениях (двудомность). Антеридий имеет вид продолговатого или округлого мешка с однослойной стенкой, окружающей мелкие, богатые содержимым, так называемые сперматогенные клетки ; каждая из них образует один или два спирально изогнутых сперматозоида с двумя длинными жгутиками на переднем конце (рис. 258, 1-3 ). Архегоний в отличие от оогония водорослей бывает всегда многоклеточным и похож на колбу с длинным горлышком. В нижней, вздутой части его, так называемом брюшке. находится не одетая оболочкой женская половая клетка — яйцеклетка — и над ней маленькая, так называемая брюшная канальцевая клетка. В верхней, узкой части архегония, называемой шейкой. имеется канал, содержащий один ряд мелких шейковых канальцевых клеток (рис. 258, 4 и 5 ). Канальцевые клетки расплываются в слизь, заполняющую канал шейки и частично выходящую наружу через раскрывающуюся на вершине шейку его. В это же приблизительно время вскрываются на верхушке антеридии и выпускают многочисленные сперматозоиды. Оплодотворение возможно лишь в воде, часто покрывающей невысокие дерновинки мхов. Двигаясь в воде, находящейся на растениях, сперматозоиды направляются в архегонии; привлекают их, вероятно, вещества, находящиеся в выделившейся из них слизи. Один сперматозоид проникает в шейку архегония, направляется к яйцеклетке и сливается с нею. Оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочкой, начинает тотчас же делиться и дает спорофит — сидящую на ножке коробочку, — который у мхов имеет специальное название — спорогоний 2 ; в клетках его находится диплоидное число хромосом (рис. 259). Внутри коробочки обособляется комплекс клеток, богатых содержимым и образующих

Рис. 258. Половые органы у мхов:

1 — антеридии; 2 — выход сперматозоидов из антеридия; 3 — сперматозоид; 4 — архегонии; 5 — архегоний в продольном разрезе.

Рис. 259. Строение и размножение мхов:

Таким образом, в цикле развития мхов мы видим правильное чередование двух способов размножения — полового и бесполого. Органы полового размножения образуются на листостебельном (или талломном) растеньице мха, которое вместе с производящей его протонемой может быть названо половым поколением или гаметофитом; клетки его имеют ядра с гаплоидным числом хромосом. Клетки, служащие для бесполого размножения, — споры — образуются в спорогонии, который может быть назван бесполым поколением или спорофитом; клетки его (за исключением спор, с которых начинается гаметофит) имеют ядра с диплоидным числом хромосом. Спорофит хотя и обособлен морфологически и анатомически от гаметофита, но никогда не отделяется от него и питается либо целиком за счет гаметофита, либо, имея хлорофилл, способен к выработке органического вещества и берет из гаметофита главным образом воду и неорганические соли. Отмирает спорофит после рассеивания спор нередко в то же лето, когда произошло оплодотворение (лишь у некоторых он живет 1-2 года). Следовательно, в цикле развития мхов чередуются два поколения, причем доминирует половое поколение — гаметофит; бесполое же поколение — спорофит — имеет меньшую продолжительность жизни и всецело зависит от гаметофита, на котором он живет как паразит или полупаразит.

1 От греческих "архе" — начало, исходный пункт, "гонос" — рождение, потомство.

2 От греческих "спора" — посев, семя, "гонос" — рождение, происхождение.

Источник: http://www.botanik-learn.ru/bespoloe-i-polovoe-razmnozhenie-mchov