Нивяник махровый лебединое озеро описание

П.Чайковский «Лебединое озеро»

Старинный парк. Принцесса Одетта грустит. Внезапно появляется незнакомец в сопровождении свиты. Это Ротбарт — Злой гений. Он предлагает принцессе руку и сердце, но Одетта отвергает его. Ротбарт превращает ее в белого лебедя.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Сад перед замком владетельной принцессы. Принц Зигфрид веселится с друзьями: забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.

Веселье продолжается. Но сейчас оно перестает занимать Зигфрида. После танца с кубками принц просит друзей оставить его одного. Он грустит. Его взор привлекает летящая стая лебедей. Зигфрид берет арбалет и направляется вслед за ними.

Картина вторая

Берег озера. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, где вокруг темного озера высятся развалины старого замка. Его внимание привлекает прекрасный белый лебедь, превращающийся в девушку. Это принцесса Одетта. Зигфриду она раскрывает тайну тяготеющих над ней чар: злой волшебник превратил ее в лебедь, и лишь ночью, около этих скал, она вновь становится девушкой. Зигфрид тронут скорбным рассказом Одетты и готов убить колдуна. Но этим не рассеять злых чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.

Внезапно появившийся Злой гений разлучает Одетту и Зигфрида. Но Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства: он освободит Одетту от власти чародея.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Зигфрид понимает, что обманут и в отчаянии устремляется к лебединому озеру.

Картина четвертая

Берег озера. Мрачная тревожная ночь. Одетта потрясена: теперь ее надежда на освобождение потеряна. Вбегает Зигфрид. Он не нарушил клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту – к ней было обращено его любовное признание.

Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы: начинается буря, сверкают молнии. Но ничто теперь уже не сможет сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем – и погибает. Его чары рушатся.

Одетта превращается в девушку и вместе с Зигфридом радостно встречает первые лучи восходящего солнца.

Описание, разновидности и фото нивяников

Многолетнее травянистое растение относится к семейству астровых. Его высота зависит от вида. В природе ромашка садовая вырастает от 30 см до 1 м. Селекционерами были выведены гибридные виды, высота которых достигает 130 см.

Нивяник отличается красными корневищами, прямостоячими стеблями и зубчатыми или лопастными листьями. В зависимости от вида листья могут быть прикорневыми или располагаться вдоль стебля. Наверху каждого стебелька образуются соцветия в форме одиночных корзинок. Цветки ромашки садовой преимущественно состоят из белых лепестков и желтой серединки.

Цветет растение за сезон два раза. Первое цветение начинается в мае и продолжается до июля. Второй раз нивяник радует своим цветением в августе-сентябре. Осенью на кустиках образуются плоды с семенами. Они могут быть с однобокой коронкой или без нее.

Популярные виды нивяника

Нивяник обыкновенный. Широко распространенное луговое растение отличается неразветвленным стеблем высотой от 60 до 90 см. От ползущего корневища вбок образуются ростки, в результате чего в диаметре кустик может вырастать до 30 см. Темно-зеленые листья имеют обратнояйцевидную форму и зубчатые края. Верхние расположены вдоль стебля и немного короче нижних.

Цветки нивяника обыкновенного состоят примерно из двадцати лепестков лучевидной формы и желтой головки с диаметром в 5 см. Цветение начинается в конце весны и продолжается до самой осени. Отцветшие бутоны образуют огромное количество плоских семян без хохолка. Они будут годны к посеву в течение двух-трех лет. Данный вид предпочитает влажные почвы, и может расти как на солнце, так и в тени.

  • Сорт «Аглая» представляет собой кустик с белыми цветками, верхние лепестки которых овальные, а нижние более игольчатые.
  • Нивяник курильский. Низкорослое растение в высоту достигает всего 15 см. На его стеблях образуются мясистые лепестки и большие цветы с диаметром в 8 см. Широко используется для оформления альпийских горок.

    Нивяник альпийский. Низкорослое растение высотой в 15-30 см украшают нежные цветки с белыми лепестками. Вид часто применяется для оформления бордюр, рокариев, альпийских горок. Хорошо растет на влажных участках.

    Нивяник: выращивание из семян

    Посев в открытый грунт

    Посаженые семенами нивяники зацветут только на следующий сезон. В первый год будет развиваться их корневая система, и образовываться куст. Посев производится весной или осенью.

    Посеянные весной семена взойдут примерно через три недели. Растут сеянцы ромашки садовой медленно, поэтому только к концу лета образуется рассада, которую нужно будет распикировать. Сделать это нужно до наступления холодов, чтобы молодые растения успели прижиться и окрепнуть.

    Посеянные осенью семена прорастут только следующей весной. На постоянное место сеянцы рассаживаются в мае.

    Выращивание рассады в домашних условиях

    При рассадном способе выращивания зацветет нивяник уже в первом сезоне. Посев производится в конце зимы – начале весны. В качестве рассадных емкостей можно взять плоские плошки, маленькие стаканчики, ящички или кассеты. Они должны быть не сильно глубокими, чтобы было легче регулировать влажность почвы.

    Выращивается рассада ромашки садовой по следующим правилам:

  • Как только взойдут первые сеянцы, рассадные емкости выставляются на хорошо освещенное и более прохладное место.
  • При появлении 2-3 настоящих листиков рассада пикируется по отдельным горшочкам.
  • Подросшие и окрепшие молодые растения в открытый грунт высаживаются в мае .

    Источник: http://klumba.guru/sadovye-cvety/leukantemum-nivyanik-raznovidnosti-s-foto-vyraschivanie-iz-semyan.html

    ?????? ??????? ???????????

    ????????????????, ???????????? ??????? ??? ???????? ? ?????? ?????????? ????? ????? ????????? ????????????? ?????? ????????? ???????? ??????? ?????????? ????, ? ????? ??????? ??????-???? ? ??????????. ??? ??? ???????????? ???????? ???? ? ?????? ?????????????? ????????? ? ?????????? ? ?????? ? ????????????? ??? ???????. ????? ???????? «?????????? ?????» ?? ???????? (?? ????????????, ??? ?? ?????? ??? ????????? ? ??? ??????????).

    ??? ???? ??????? ?????????? ? ?????????? ??????? ???? ??? ? ????? ? ??? 1975 ?. ? ???????? ? ?????? 1876 ?. ???????? ?????????? ?? ????? ??????????? ???????? ?????? 20 ??????? 1877 ?.

    ?.?. ?????????? ??????? ????? ????????, ??????? ? ????? ???????? ??? ?????????? ??????????? ????? ? XX ?. ???????? ????? ????.

    ?????????? ???????????? ? ????????? ????? ? ?????? ?????. ???????

    ????? ??? ?? ?????? ???????? ??????????? ???????? ??????. ????????

    ?????? ???????? ?? ?? ????, ????? ?????????? ??? ??????????? ???????

    ????????????? ? ??????????? ??????. ??????? ???? ??????????????

    ?????????. ???????? ?????? ?????????? ? 1877 ???? ?? ????? ???????????

    ???????? ??????. ?????? ? ????? ???????? ?????? ??????????? ???????

    ???????? ??????. ??????? 1. ???? ????? ??????? ??????

    ??????? 2. ????? ?????? ? ??? ?????????? ???????, ?????????????

    ???????? ??????????? ????????? ?????, ? ????? ??????, ?????????? ?????? ????????? ???????.

    ??????? ???? ???????? ?????????? ??????? ?????? ? ????????.

    ???????? ??????. ????????????? ???

    ? ???? ???????? ???????? ???????? ???????????? ????? ?????????

    ??????? ???? ??????, ?? ??? ???. ???????-?????? ?????????. ??????????

    ???? ?????, ????, ??? ??????? ??? ???????, ? ?????? ???????? ???????

    Владетельная принцесса интересуется, какая же из девушек пришлась Зигфриду по сердцу. Но пока принц увлечен жизнью, полной беспечных развлечений. Он ничего не может ответить матери. Владетельная принцесса удаляется.

    Картина третья

    Торжественный бал в роскошном замке. На праздник собираются принцессы из разных стран. Среди них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Однако он холодно отворачивается от них: принц полон воспоминаний о прекрасной Одетте.

    Появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он пришел на бал со своей дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Одиллия очаровывает принца, и Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Теперь клятва нарушена и Одетта погибнет. Со злобным смехом указывает Злой гений на волшебное видение – трепетный образ Одетты.

    Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/p-chajkovskij-lebedinoe-ozero/brief/

    Леукантемум Нивяник: разновидности с фото, выращивание из семян

    Выбирая цветы для своего садового участка, предварительно рекомендуется изучить их основные характеристики.

    Нивяник наибольший. Второе название этого вида растения – «большая хризантема». Нивяник наибольший представляет собой корневищное растение высотой до 70 см. Отличается крупными листьями с зубчатыми краями и большими одиночными соцветиями. Цветки состоят из желтого диска, вокруг которого собрано большое количество лепестков лучевидной формы. Наиболее часто для украшения сада используются следующие сорта нивяника обыкновенного:

    1. Сорт «Аляска» — это растение с белыми цветами около 10 см в диаметре. Сорт устойчив к перепадам температур, поэтому пригоден для высадки в садах средней полосы России.
    2. Сорт «Крейзи Дейзи» вырастает до 90 см в высоту и отличается великолепными махровыми соцветиями и блестящими зелеными листьями. На одном соцветии расположено большое количество лепестков, что придает ему махровую форму. Цветение приходится на июнь-июль. Садоводы любят использовать этот сорт для составления различных композиций.

    Нивяник болотный. Кустистое низкорослое растение в высоту достигает 25-30 см. Каждый побег образует небольшие белые соцветия диаметром в 3 см. Вид неприхотлив в уходе и стоек к заморозкам.

    Размножать ромашку садовую из семян можно сразу в открытом грунте или через рассаду.

    Выбрав подходящее для выращивания нивяника место, необходимо вскопать грядки и сделать на них с расстоянием в 20 см друг от друга бороздки. Посадочный материал заделывается на глубину в два сантиметра и присыпается почвой. Грунт хорошо проливается.

    Пересаживается рассада в лунки с размерами 30х30 см. Каждая ямка удобряется 300 г перегноя или компоста и 20 г комплексного минерального удобрения. Молодое растение выкапывается вместе с комом земли, высаживается на новое место и хорошо поливается. Грунт вокруг кустиков мульчируется опилками. Примерно через две недели рассада поливается специальным раствором, который готовится из 20 г селитры и ведра воды.

  • Рассадные емкости заполняются грунтом для цветочной рассады, который можно приобрести в специализированном магазине.
  • Земляная смесь проливается раствором марганцовки и разравнивается.
  • Семена заделываются на глубину в 1 см, присыпаются небольшим слоем земли и увлажняются из пульверизатора водой комнатной температуры.
  • Прорастать семена должны при температуре в +22С. Пленкой сверху ящики можно не прикрывать, необходимо только следить, чтобы не пересыхал грунт.
  • В земляную смесь для пересадки сеянцев добавляется перегной.
  • Особенности ухода

    Нивяники любят хорошо освещенные, проветриваемые участки. В полутени они тоже будут расти и цвести, однако их стебли начнут искривляться.

    ?????????? ???????? ?. ??????????? ??????? ?.?. ???????????, ?????? ?????, ??? ????????? ???????????.

    ? ?????? ?????? ?????? ?????????? ????? ???????? ??????? ?

    ??????? ????????? ?? ????????? ???????????? ???? ?????? ? ????????

    ??????????? ? ????????, ??????, ?????????????? ?????? ???????

    ?????????? ??????? ????????? ????, ??? ???????? ?????? ?????????????

    ???????????????. ? ???? ????????? ??????. ? ??????? ?????? ???? ??????? ???????? ???????????? ???????, ?????????? ?????? ???????.

    ???? ?????? ? ?????????. ?????? ?? ????? ???????????? ??? ? ?????.

    ?????? ???????? ???????? ? ?????? ?????? ????, ? ?????? ??????? ?????,

    ????????? ???????? ????????? ????????? ???????.

    ?????? ??????? (??? ?????????? ???????) ? ??? ?????????

    ?????????? ????? ???????, ?? ??? ??????? ?????? ??????? ???? ???????.

    ?????????????? ? ??????? ?????? ????? ?????? ??????????? ??????????

    ??????????? ????? ??????. ??? ???????????? ???????? ?? ?????? ??????.

    ??????????.????????? ????? (?????????,????????).

    ??? ??? ?????? ??????????? (?????????? ?????, ??????? ????????? ? ??????????) ???? ??????? ?? ????????? ??????.

    ??? ????? ?????????? 1894 ?. ??? ????? ?????? ???????????,

    ?????? ??????? ??????????? ?? ??? ??? ???????? ???????? ???????? ??????, ???????? ??? ???????, ???????, ??? ??????????? ???????.

    ???????????????? ???????? ?????? ? ???????-??????. ??? ?????? ????

    ?????????.

    ??????????????? ?? ??????? ????????????? ???????????? ??????? ?

    ??????????? ????????? ? ?????. ?????????? ????? ??????? ? ??????????

    ????????????? ??? ? ????? ???????????? ?????????. ?? ???????? ?????????? ???????????? ?????. ??? ?????? ??? ??????, ?????????? ???????????? ? ????????? ???????? ?????.

    ???????????????. ????????? ??????? ? ???????????, ? ????????????

    ??????????? ?????? ??????? ? ????????? ??????????? ?????????????

    ???????. ?????????? ?? ?? ?????????, ?????????? ???????, ???????

    ????????? ???????. ??? ? ?? ?????? ???????, ????????? ????? ???????????

    ????? ? ???????, ?????????????, ???????? ??????.

    Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5286221/post281682333/

    Ромашка махровая – о выращивании из семян, посадке и уходе

    | 27 мая 2015

    Возможно, это фото увеличивается по клику:

    Этот замечательный цветок очень любят садоводы за красивое, обильное, продолжительное цветение, которое продолжается с конца июня до самого начала осени. Существует множество сортов садовой ромашки с белыми, желтыми, розовыми, а также сиреневыми и коричневыми лепестками.

    Очень популярна махровая ромашка, имеющая крупные белоснежные цветки, достигающая в высоту до 60-70 см. Этот цветок идеален для букетов, долго не вянет, сохраняя свежесть.

    Красиво смотрится при одиночных или групповых посадках. Расцветает к середине лета, цветет долго, более месяца.

    К наиболее популярным сортам махровой ромашки относят такие как: Афродита, Лебединое озеро, а также Снегурка, Крейзи Дейзи. Часто в садах встретишь ромашки сорта Эдельвейс, Сноу Леди, Аглая и др. Однако не важно, какой именно сорт вы выбрали для своего сада, так как все они выращиваются по единой агротехнике.

    Сегодня в центре нашего внимания будет ромашка махровая, выращивание из семян этого чудесного растения, посадка и уход за ней. Вот это все мы с вами сейчас и рассмотрим:

    Выращивание из семян ромашки махровой

    Безрассадный способ:

    Если вы выбрали этот способ, семена высаживайте в подготовленную почву когда станет уже достаточно тепло, в конце мая или начале июня. Так как семена ромашки очень мелкие, их рекомендуется только слегка присыпать землей.

    Появившиеся молодые ростки можно не пикировать. После того, как появятся 4-5 листочков, растения рассаживают по два или три, сохраняя расстояние между посадками — 40 см. Впоследствии растения разрастутся в большие кусты, а зацветут они ближе к осени.

    Рассадный способ:

    Это самый популярный способ размножения ромашки. Ранней весной, начале марта семена сеют в горшочки или ящички, наполненные землей с хорошим дренажем. Предварительно землю увлажняют, потом не очень густо (чтобы не пикировать растения впоследствии) высеивают семена, присыпая их тонким слоем земли. Если же вы собираетесь проводить пикировку, для выращивания рассады используйте пластиковые стаканчики, с проделанной дыркой на донышке.

    После посадки семян, не поливайте их, а просто обрызгайте водой из пульверизатора. Накройте пленкой, оставьте в темном, теплом месте до появления всходов. После этого пленку нужно убрать, а горшочки с растениями поставьте на хорошо освещенное окно.

    Высаживают рассаду в мае, когда уже точно не будет заморозков. По 2-3 растения сажают в подготовленную почву на расстоянии 40 см друг от друга.

    Можно также размножить растение делением куста. Это также очень популярный способ. Деление взрослого растения проводят раз за 4 года, лучше всего в августе. Некоторые садоводы советуют каждый год проводить деление. Считается, что тогда цветки будут очень крупными.

    Ромашка махровая — посадка и уход

    Требования к почве

    Чтобы ромашка радовала вас обильным, долгим цветением, выбирайте для посадки семян или рассады солнечные участки сада. Затененные, плохо освещенные солнцем места не очень подходят для этого растения. Там ромашка сначала цветет довольно хорошо, но впоследствии ее стебли постепенно теряют плотность, а цветки быстро увядают.

    Также уделите внимание составу грунта. Для хорошего цветения растению требуется влажная, удобренная почва с хорошим дренажем. Совсем не подходит суглинистый или песчаный грунт, особенно сильно увлажненный.

    Что любит махровая ромашка, уход за растениями какой?

    Ромашка махровая нуждается в определенном уходе. Нужно своевременно поливать растения, вносить удобрения, бороться с вредителями.

    Молодые растения, которые вы посадили в мае, нужно часто поливать, а также раз за две-три недели подкармливать. Для этого подходят азотные удобрения. Можно использовать настой коровяка. При сухой погоде, после подкормки нужно полить ромашки.

    Для взрослых растений проводят подкормку мочевиной (20 г на 1 м посадок). Второй раз мочевину вносят только, если листья растения потеряли яркость, стали бледно-зелеными. Такое нередко наблюдается, когда нарушены правила агротехники.

    Растения быстро растут. Чтобы их развитие не заглушали сорняки, регулярно пропалывайте кусты, а также рыхлите почву под ними.

    Когда начнется цветение, примерно с начала июня, ромашку можно срезать на букеты. Только не забывайте оставить цветки для получения семян. По окончании цветения, когда цветочные корзинки начнут сохнуть, станут светло-коричневыми, их срезают. Семена отшелушивают, после рассыпают по бумажным пакетикам, хранят в сухом, темном месте.

    С наступлением осени, когда цветение окончательно прекращается, стебли обрезают под корень. Сами же корни нужно укрыть на зиму. Для этого подходит специальный укрывочный материал, лапник или сухая листва.

    Вот, собственно, и все. Мы с вами знаем, как рассадить у себя на участке такое прекрасное растение, как ромашка махровая выращивание из семян, посадка и уход за которой нами сегодня рассмотрены.

    Надеюсь, данные советы помогут вам вырастить здоровые белоснежные обильно цветущие растения. Если же я упустила что-то важное, поделитесь своим опытом выращивания махровой ромашки. Это будет интересно многим садоводам-любителям, посещающим наш сайт.

    Светлана, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

    — Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.

    — Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

    Источник: http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/14961-romashka-mahrovaya-vyraschivanie-iz-semyan-posadka-i-uhod.html

    Нивяник: состав, свойства, применение в медицине

    Растение нивяник знакомо многим под названием ромашка луговая. Это растение, по своему внешнему виду напоминающее ромашку, не только красиво, но и полезно. О том, с какими заболеваниями поможет справиться нивяник и как правильно его принимать, и поговорим в этой статье.

    Описание растения

    Нивяник (или Leucanthemum) принадлежит к роду однолетних (чаще многолетних) травянистых растений из семейства Астровые. Раньше все виды данного рода входили в род Хризантема, характеризующийся наличием сероватого опушения и характерного аромата.

    Научное название рода походит от двух греческих слов — leukos (что означает «белый») и anthemon (переводится как «цветок»). Свое русское название «нивяник» получил за то, что предпочитает «селиться» на залитых солнцем полях, лугах и лесных опушках, то есть на «нивах».

    Этот нежный белоснежный цветок, считающийся символом солнца, цветет на протяжении всего лета, то есть с июня и по сентябрь месяцы.

    Нивяник любит хорошо освещенные места, тогда как на затененной местности существенно ухудшается развитие растения в целом, и его цветение в частности.

    Как выглядит нивяник?

    Высота нивяника может достигать 80 см (все зависит от сорта растения и условий его выращивания).

    Стебель у этого растения прямой, облиственный и маловетвистый. Листья на нем располагаются в очередном порядке и отличаются цельностью (иногда могут встречаться нивяники с перисто-рассеченными листьями).

    Соцветия нивяника представляют собой одиночные корзинки, сформированные на самых концах стеблей. Краевые язычковые цветки чаще всего окрашены в белый цвет, а трубчатые срединные – в желтый.

    Чем нивяник отличается от ромашки?

    Часто нивяник путают с ромашкой. чему виной внешнее сходство растений. Но все же это абсолютно разные растения, различить которые можно по приведенным ниже признакам.

    Во-первых. бело-желтая цветочная корзинка у нивяника больше (крупнее), чем у ромашки.

    Во-вторых. у ромашки листья перисто-раздельные, то есть разделенные на множество маленьких листочков. У нивяника листья преимущественно цельные. К тому же у нивяника листья достаточно плотные и жесткие, в отличие от мягких и нежных листочков ромашки.

    В-третьих. нивяник имеет лишь один стебель и одну цветочную корзинку, тогда как у ромашки стебель отличается ветвистостью и наличием нескольких соцветий.

    В-четвертых. ромашка является однолетним растением, а вот большая часть нивяников относятся к так называемым «многолетникам».

    Помимо перечисленных основных различий, существуют и менее значимые и заметные, вследствие чего ботаники считают оба этих растения дальними родственниками.

    Хранение нивяника

    В лекарственных целях применяют надземную часть нивяника, а именно листья, цветки и стебли. Заготавливается надземная часть в период цветения растения, то есть в период с конца мая и по конец августа.

    Сушится собранное сырье под навесами либо на чердаках, но при условии хорошего проветривания.

    Сорта нивяника

    Существует около 20 видов нивяника, распространенных на территории Азии, Восточной, а также Средней Европы. В России наибольшее распространение получил нивяник обыкновенный, который еще называют ромашкой луговой или поповником. Об этом виде нивяника, используемом в народной медицине. и поговорим далее.

    Нивяник обыкновенный (ромашка луговая, поповник)

    Нивяник обыкновенный, являющийся многолетним растением, имеет косо восходящее или горизонтальное корневище с отходящим от него прямым и неветвистым голым стеблем, высота которого варьируется в пределах 20 – 80 см.

    Листья у растения очередные, при этом прикорневые, а также нижние стеблевые листья имеют продолговатую пластинку, тогда как остальные стеблевые листья отличаются клиновидной формой.

    Цветки нивяника находятся в крупных корзинках, которые в поперечнике достигают отметки в 3 – 5 см.

    Плод – ребристая семянка без хохолка длиной в 2 – 3 мм.

    Растет нивяник обыкновенный в европейской части России, в Крыму, на Кавказе, а также в Сибири.

    Состав нивяника

    Полностью состав нивяника обыкновенного не изучен.

    В этом растении были обнаружены:

    Источник: http://www.tiensmed.ru/news/niveanik-ab0.html

    «Лебединое озеро» П. Чайковского

    Л. Музгиз, 1962

    Глава 2 – Музыка

    (воспроизводится с купюрами)

    Рассмотрим идеи и образы партитуры 1877 года. Интродукция — «первый эскиз красивой и печальной повести о девушке-птице». Ее начинает лирическая тема гобоя. Продолженная кларнетом, она вырастает в грустную русскую песню романсного склада. Эта тема сродни лебединой мелодии, которая прозвучит впервые в конце I акта. Начинаясь с горестного раздумья, повествование проходит через страстный порыв к драматическому протесту и отчаянию. «В среднем разделе. набегают мрачные и тревожные тени. Грозно и зловеще звучат возгласы тромбонов. Нарастание приводит к повторению начальной темы (реприза-кода), которую исполняют трубы, а потом виолончели на фоне тревожного гула литавр». Взрыв отчаяния кончается, и снова звучит задумчивая песня горестных размышлений. Такова экспозиция — краткое изложение повести о «стремлении к истинному счастью и любви» (Чайковский). Каждого, кто слышит ее, захватывает психологическая реальность рассказываемого. Еще не поднялся занавес, еще зритель не успел познакомиться с программой, а он уже вовлечен в размышления Чайковского и сочувственно реагирует на начало его повествования.

    До встречи с Одеттой принц был легкомысленным юношей, не знавшим раздумья и печалей, как Ромео в пору ухаживания за Розалиндой до встречи с Джульеттой. Этот мотив заслуживает сценического воплощения. Его раскрытию и посвящены лучшие эпизоды музыки Чайковского.

    Жизнерадостная, праздничная, динамичная музыка рисует яркую картину беспечной жизни. Чайковский создает предпосылки к оживленному и непрерывному сценическому действию, еще не найденному в постановках. Пестрая, шумная жизнь бурлит в музыке, требуя от балетмейстера разных жанровых сценок— лирических и комедийных, сольных и массовых. Примечательна в этом смысле уже музыка первой сцены (№ 1). В ней, по словам Лароша, проявился «светлый, бодрый и могучий Чайковский». Ее контрасты создают разнообразную характеристику персонажей, то появляющихся, то исчезающих в парке и замке. В среднем эпизоде — прозрачное звучание пасторального характера; по-видимому, он отдан был хору поселян.

    Намерения композитора ярко проявились в следующем номере— большом Вальсе поселян (№ 2). Скромный в сравнении с Крестьянским вальсом из «Спящей красавицы» и Вальсом цветов из «Щелкунчика», А-dur’ный вальс I акта «Лебединого озера» обладает большой содержательностью. Это отличает его от традиционных кордебалетных танцев, не связанных с основной драматургической линией. Чередование мелодических образов, уход от них и последующее возвращение в новом оркестровом звучании, с новой эмоциональной окраской, обилие подголосков, оттеняющих основную мысль,— все это достигало своей цели. Неистощимый мелодический дар композитора рождал в воображении слушателя разнообразные сценки — то интимные, то массовые, то веселые, то грустные; достаточно вспомнить d-moll’ную тему средней части вальса.

    С одной стороны, вальс характеризует жизнь героя, полную беспечных развлечений; вместе с тем в трио вальса звучит раздумье, стремление в неведомую даль — мотив закрадывающихся сомнений. И не случайно в первом диалоге Одетты с Зигфридом слышатся мелодические обороты вальса, по-новому изложенные. Не искал ли композитор связи того, что, казалось бы, никак не связывается? Уже в вальсе композитор подготавливал разрыв Зигфрида с дворцовым окружением и встречу с Одеттой. Мелодическое родство вальса и диалога имеет принципиальное значение: вальс теряет характер изолированного «вставного» номера, приобретает музыкально-драматургическую связь с другими номерами балета.

    Следующая за вальсом сцена (№ 3) — приход матери Зигфрида — отвечает тяготению композитора к реально-психологическому подтексту действия. Сердечная, ласковая тема обращения матери к сыну подчеркивает характер их взаимоотношений.

    Здесь развитие сюжета останавливается, и в свои права по плану балетмейстера вступают «просто» танцы: № 4 — трио и № 5 — дуэт; они даже не упоминаются в либретто. Небольшая жанровая картинка № 6- (девушки высмеивают наставника принца) через короткую связующую пантомиму (№ 7) приводит к большому Танцу с кубками (№ 8). Такое задание, казалось бы, должно было покончить с притязаниями композитора провести сквозную мысль. Но Чайковский в значительной мере преодолел и эту преграду.

    И в andante sostenuto из трио и в andante дуэта улавливается родство с лирическим образом, возникшим в интродукции. Оба andante относятся к образу принца, раскрывая его внутренний мир.

    В andante sostenuto слышится сосредоточенный, слегка омраченный народно-лирический напев. Это танец-песня в буквальном смысле слова, принадлежащий герою и составляющий его первое сценическое высказывание(1). Быть может, принц не один: в оркестре два голоса — гобой и фагот — создают представление о задушевном диалоге, подсказывая балетмейстеру выразительное хореографическое «двухголосие».

    Andante дуэта, как говорится в программе, предназначалось для дивертисментного adagio принца и молодой поселянки. Но музыка выражает чувство обостряющегося любовного влечения, смутной тоски. Вот-вот, кажется, мелькнет в небе или среди лесной чащи птица-лебедь, а в оркестре возникнет трогательная лебединая песня(2). Музыка накапливает черты образа героя и готовит его трансформацию, которая начинается с момента встречи с любовью. С этой точки зрения велик контраст между беспечностью молодости и неизъяснимой тоской влечения, охватывающей Зигфрида при звуках главной темы лебедей. Важно, что в промежутке между этими двумя состояниями находятся другие; andante sostenuto, adagio, вариация Зигфрида и кода в дуэте дают образу движение.

    И другие эпизоды, входящие в состав дивертисмента, содержат гамму разнообразных эмоциональных характеристик, гораздо более конкретных и индивидуальных, чем то последование стереотипных дивертисментных номеров, которое предложено было Рейзингером. Нетрудно установить, кто помог Чайковскому взглянуть на задачу такими глазами: это, разумеется, Глинка с его музыкой классических танцев в «Сусанине» и «Руслане». Нам дороги намерения композитора, пробивающиеся через изъяны сценарного и балетмейстерского заданий. Едва он освобождался от них, как музыка поднималась на большую высоту. Таков финал I акта (№ 9).

    После беспечного Танца с кубками в характере полонеза, где струнные и деревянные инструменты в средней части номера вместе с колокольчиками тонко имитируют звон бокалов, и веселье достигает праздничного апогея, в оркестре рождается скромная, неотразимо прекрасная главная тема балета — тема лебедей.

    От композитора требовали обыкновенной музыки «на уход» — для мимического разговора, а он завязал в этой сцене узел музыкальной драматургии спектакля. Родилась оркестровая картина-песня, которую хочется и слышать и видеть в хореографических образах. Неоспорим яркий национальный характер мелодии лебедя, родственный многим лирическим темам русских классиков.

    Тему лебедей принято рассматривать как музыкальный портрет Одетты. Такое толкование правильно, но раскрывает лишь часть замысла композитора. Лебединая песня характеризует и судьбу подруг Одетты, и мотив влечения к счастью, определяющий поведение Одетты и принца. Бездумному окружению противопоставлен мятущийся юноша. Страстное влечение его к любви и счастью находит отражение в песне лебедей, в светло-печальной мелодии гобоя и струнных, поддержанных арфами.

    II акт начинается с повторения музыки финала (№ 10) предшествующего акта. Как видно из рукописи Чайковского, первоначально этот номер служил антрактом между I и II актами, которые были картинами. Но композитор зачеркнул в партитуре слово «антракт», написал «сцена» и ввел ремарку: «Лебеди плавают по озеру». II акт начинается так: лебеди плывут по озеру, впереди лебедь с короной на голове. Композитор не ограничился, однако, повторением. Он хотел подчеркнуть приближение драматической завязки. Поэтому, если первое проведение этой темы у солирующего гобоя звучит как трогательная песня, то в дальнейшем, изложенная всем оркестром, она приобретает драматический оттенок, в ней рельефно проступают мотивы страстного призыва и ощущения беды, нависшей над героями.

    В заурядных балетных партитурах XIX века отсутствовало изображение природы, органически связанное с судьбой героев. Музыка же финала I акта и особенно драматизация ее в начале II акта связывает природу со сценическим действием и с жизнью героя. Лебединая тема имеет здесь еще одну функцию: она переключает сценическое действие из обстановки, залитой солнечным светом, в обстановку, озаренную луной. Для Чайковского даже в раннюю пору его творчества перемена света на сцене была отражением смены состояний, настроений. Так и здесь. Песня лебедей переводит слушателя из реально-бытового мира в мир фантастики: с наступлением ночи, как гласит сценарий, лебеди превращаются в девушек.

    За введением следует первый сценический эпизод (№ 11). Принц хочет подстрелить лебедей, в allegro его прихода врываются обрывки лебединой темы. Затем птицы исчезают и, освещенная лунным сиянием, на ступенях лестницы появляется девушка в белой одежде, в короне из драгоценных камней. Она умоляет принца не стрелять в лебедей.

    Далее Одетта рассказывает о горькой участи девушки, превращенной в птицу. Содержание этого рассказа непонятно зрителю, поскольку оно относится к прошлому, ранее не показанному. У композитора же возникает возможность переклички с интродукцией и развития основных идейных мотивов. Чайковский создал музыку, передающую задушевную речь героини. Печальный напев гобоя перекликается, а затем звучит одновременно с мелодией виолончели. В эпизоде B-dur («речитатив Одетты», allegro vivo речь девушки становится взволнованной, словно она торопится закончить свой рассказ, прежде чем ей помешает колдунья. И действительно, раздаются зловещие аккорды труб и тромбонов: появляется огромная сова, властвующая над лебедями. Затем снова звучит уже драматизированная тема рассказа Одетты: лишь верная любовь может спасти ее от неволи; страстные возгласы Зигфрида заверяют ее в том, что он хочет быть ее спасителем.

    Следует выход лебедей (№ 12). «Из развалин выбегают вереницы молодых девушек и дети» — так начинается описание этого эпизода в либретто. И здесь Чайковский по-своему истолковал задание. У либреттистов на сцену выходят девушки, у композитора—девушки-птицы. Это чувствуется в легкой, порхающей музыке. Затем развивается лирическая тема, близкая лебединой песне: тревожно-трепетная музыка настойчиво напоминает об общности горькой участи девушек, страдающих под властью колдуньи-совы. Одетта отвечает нежной мелодией, успокаивающей лебедей. Фраза Зигфрида — он «бросает ружье» — и опять реплики Одетты, Новое проведение ее темы «в высоком регистре у деревянных» адресовано юноше. На этом сюжет, действие акта, по мнению сценаристов и балетмейстера, заканчивалось.

    № 13 партитуры называется «Танцы лебедей». Он слагается из 7 эпизодов: а) вальс, б) вариация, в) снова вальс, г) вариация, д) adagio Зигфрида и Одетты, е) обновленный вальс, ж) общая кода. У балетмейстера, видимо, не было намерения объединить эти эпизоды; потребовалась лишь серия танцевальных номеров вне какой-либо связи с действием. «Начинаются танцы, в которых принимают участие принц и Бенно. Лебеди то составляют красивые группы, то танцуют поодиночке. Принц безумно влюбляется в Одетту». Для постановщика Одетта и Зигфрид не были единственными солистами: их дуэту предшествовало трио оруженосца с двумя солистками. Если же исходить из замысла композитора, то Бенно — лишний в этой картине. Музыка создает интимный лирический мир, в общей характеристике которого сливаются Одетта, принц и девушки-птицы. Небольшой вальс [13/I и 13/III в нашей нумерации – прим. сост.], дважды повторяясь, связывает разрозненные номера сюиты.

    За вальсом следует эпизод (moderato assai [13/II]) с авторской пометкой в рукописи партитуры: «Одетта solo». Строго соблюдая балетные формы, композитор придал выходу балерины необычный характер. Это маленький монолог — грациозный и улыбчивый, застенчивый и несколько тревожный; мелодию исполняют скрипки, затем флейты, придавая речи Одетты ласковое, задушевное звучание. Здесь нет дансантности в виртуозно-гимнастическом смысле этого слова. Музыка подсказывает неторопливую, величавую поступь. Третий эпизод — повторение вальса. Четвертый (allegro moderato [13/IV]) ярко контрастирует с танцем Одетты. Сейчас он широко известен под названием «Танцы маленьких лебедей» (3). Его мелодика, ритмика, инструментовка (преобладают деревянные духовые; тему ведут два гобоя, поддержанные фаготом) придают музыке игриво-юмористический характер.

    Опорным пунктом драматургии II акта Чайковский сделал своего рода дуэт с хором — танцевальное adagio двух солистов, сопровождаемое кордебалетом (Andante, Andante non troppo). Диалог влюбленных перебивается репликами массы участников. «Хор» не просто аккомпанирует «солистам»: он то вплетается в их голоса, то подхватывает их мотив, то подсказывает свои.

    Русский балетный театр издавна культивировал лирические дуэты с кордебалетом. В большинстве случаев дуэт начинали главные участники, затем они исполняли вариации и лишь после этого в танец включалась масса. Так строились схожие эпизоды в «Дон-Кихоте», «Баядерке» и других старинных балетах. Новое качество хореографического дуэта в «Лебедином озере» подсказано не балетмейстером, а композитором и почерпнуто им из оперной практики. «. Тема дуэта Гульбранда и Ундины (из оперы «Ундина») послужила для одного adagio в балете «Лебединое озеро»,— вспоминал Н. Кашкин. Оперное происхождение adagio II акта «Лебединого озера» ощущается в его вокальной напевности (прекрасно выраженной тембрами скрипки и виолончели), диалогичности изложения и органическом соприкосновении партий солистов и «хора». «Pas d’action» назвал композитор этот балетный эпизод, подчеркивая тем самым его узловой действенный характер.

    «Адажио открывается большой каденцией арфы. Как порыв ветра, проносящийся над водным простором, эта каденция арфы овевает пассажами оркестр, тем временем плавно модулирующий к главной тональности номера. Замирая в движении, арфа становится мягким и гибким фоном мелодии, выпеваемой солирующей засурдиненной скрипкой. Нежное соло поддержано мягкими аккордами — вздохами деревянных духовых». Так в описании В. Богданова-Березовского начинается замечательная музыка дуэта. В девичьей душе, давно ждавшей встречи с героем, пробуждается чувство. Простое признание Одетты мало-помалу разрастается в страстный призыв к юноше. Когда романсная мелодия первой части возвращается обновленной и обогащенной, словно в ответ на страстный призыв скрипки звучит «мужской» голос виолончели. Оба голоса сплетаются, развертывается бесподобная песнь торжествующей любви. Напряженно вибрирующие голоса скрипки и виолончели передают усиливающуюся страсть. А подруги Одетты чутко следят за душевными движениями героев, за разрастанием их чувства, видя в этом надежду на избавление от тяготеющего над ними заклятия. Трепет их крыльев, плеск воды слышатся в их движении вокруг главных героев.

    Превратив балетное adagio в опорный пункт драматургии, Чайковский осуществил реформу огромной важности. Композитор пошел навстречу тенденции, давно намечавшейся в русском театре, но не находившей поддержки в балетной музыке. Партитура «Лебединого озера» призвала к реалистическому раскрытию внутреннего содержания, развитию характеров. Мастера балета нашли правильное решение этой задачи. Совершился переворот во всей хореографической драматургии, и дуэт Чайковского стал классическим образцом танцевального симфонизма.

    Шестой эпизод — маленькая вариация в темпе allegro [13/6] — лишь связующее звено между adagio и последним проведением вальса.

    Оживленная кода (Allegro vivace [13/VII) завершает танцы лебедей. В ней тоже ощущаются действенные мотивы. Беспокойные перебежки девушек по сцене, их тревожный зов говорят о предчувствии конца недолгой ночной свободы, о неизбежности разлуки влюбленных, о часе, когда девушки снова станут птицами.

    Акт заканчивается музыкой, его начинавшей, — светлым мелосом лебединой песни (№ 14). В начале акта она переводила действие в обстановку ночи; в конце предвещает наступление дня: скоро забрезжит свет, и печальная песня скликает подруг Одетты, торопя их принять лебединое обличье.

    Место действия III акта — замок Зигфрида. Бал посвящен смотру невест. Вслед за маршем, характеризующим дворцовое шествие (№ 15), идут танцы кордебалета и карликов (№ 16), по авторской ремарке — «Balabile». Рассматриваемый обычно как дивертисментный номер, этот музыкальный эпизод исключается или используется в качестве чисто зрелищного момента: танцуют дамы-амазонки, шуты, гости. Между тем музыканта влекло желание создать контраст между беспечностью дворцового празднества и драматизмом надвигающейся беды. В средней части тембровая окраска отличается острой характерностью и придает танцу мрачный оттенок: трио имеет авторскую ремарку— «Карлики танцуют». Принц окружен уродцами и карликами, интригующими его: нечто схожее с рефреном «Три карты» на балу в «Пиковой даме».

    Вальс невест (№17) — большой, светлый, беспечный танец, музыка которого становится лейтмотивом акта. У Чайковского вальс превращен в важный элемент действия. Образ юных искательниц счастья — красивых, радостно возбужденных бальной атмосферой и восхищенных принцем, оттеняет нарастающее сгущение действия. Намерения композитора выражены не только в музыке, но и в ремарках в партитуре, остающихся до сих пор вне поля зрения балетмейстера. Чайковский подсказал постановщику разбивку сценических эпизодов, накопление динамики вальса, а вместе с ней и действенного смысла. Музыку вальса дважды прерывают трубные сигналы, извещающие о прибытии новых гостей. В либретто указано, что при первом звуке трубы входят граф с женой и дочерью, которая «по приглашению принцессы принимает участие в танцах». Чайковский уточнил (4) «Дочь танцует с одним из кавалеров вальс».

    Таким образом, вальс проходит трижды; в последний раз подчеркнуто широко и звонко: здесь, по ремарке Чайковского, танцует «кордебалет во всем составе». В последней репризе вальса есть новый средний эпизод с темой у медных, который предвещает тревогу, беду.

    Затем идет пантомимный диалог матери с сыном (начало № 18): мать уговаривает Зигфрида найти себе невесту. Диалог построен на видоизмененной мелодии Вальса невест. Решение этого диалога показательно для Чайковского: здесь, как и в I акте, композитор стремится к объединению разобщенных на сцене эпизодов.

    Разговор матери и сына внезапно обрывается фанфарой, возвещающей о прибытии новых гостей — Одиллии и Ротбарта (продолжение № 18). На фоне беспокойного тремоло струнных слышны тревожные фразы лебединой песни. Их словно прорезает саркастический смех волшебника, обрадованного впечатлением, которое Одиллия произвела на Зигфрида. Музыка подсказывает выразительную сцену: юноша вышел из глубокого раздумья и бросился к незнакомке, напоминающей Одетту; Одиллия медленно приоткрывает лицо, поражая Зигфрида сходством с девушкой-лебедью; Ротбарт хохочет, глядя на потрясенного юношу; гости в недоумении и замешательстве. Драматический узел создан, остается лишь его развивать.

    Ни в сценарии, ни в музыке III акта на первый взгляд нет никаких предпосылок для развития конфликта. Вслед за эпизодом появления Одиллии идет дивертисмент — серия внедейственных танцев, — который заканчивается сценой развязки. Такое пренебрежение элементарной логикой для Рейзингера нормально: балетная практика той поры изобилует аналогичными примерами. Неужели Чайковский смирился с явной драматургической неполноценностью этого акта?

    На этот вопрос отвечали утвердительно: Чайковский написал то, что от него требовали; III акт — не что иное, как костюмированный дивертисмент; Одиллии отведено настолько мало места, что в программе премьеры исполнительница этой роли обозначена тремя звездочками.

    Чтобы убедиться в обратном, обратим внимание на секстет (Pas de six), составляющий № 19.

    Из программ 1877/78 года видно, что секстет исполнялся не только посторонними основному действию танцовщицами, но и теми, кто играл главные роли, — Зигфридом, Одеттой, Ротбартом. Можно, конечно, сказать, что это обстоятельство ничего не меняет; просто главные исполнители в дивертисменте демонстрировали свое искусство. Но чем мог блеснуть С. Соколов, если и по роли Ротбарта, и по возрасту он преимущественно мимировал? Участвуя в секстете, он мог и должен был выполнять обычную функцию: поддерживать балерину и мимировать. Стало быть, в танцах секстета были действенные элементы. Это предположение подтверждается тем, что роль Одиллии в секстете была поручена исполнительнице роли Одетты (4). Вероятно, именно к секстету относится следующая фраза из сценария: «Танцы продолжаются, во время них принц оказывает явное предпочтение Одиллии, которая кокетливо рисуется перед ним».

    Вот оно, недостававшее драматургическое звено! В музыке секстета содержится выразительная, действенная ситуация. Здесь развиваются нити колдовства и обольщения Зигфрида. Отсюда прямой ход к драматической развязке; по ремарке Чайковского она начинается так: принц приглашает Одиллию на Вальс невест.

    В секстете композитор создал образ наваждения, являющегося Зигфриду «средь шумного бала», музыка его приобретает смысл, драматическую характерность, известную портретность.

    Введение (moderato assai [19/I]) поражает необычностью композиторской манеры — некоторой резкостью, жесткостью, отсутствием плавной мелодии; по-видимому, оно являлось для композитора бравурно-праздничной экспозицией новых персонажей — Одиллии и Ротбарта.

    За выходом следует четыре вариации и общая кода. Между 1-й [19/II] и 2-й [19/IV] вариациями содержится эпизод andante con moto [19/III]. Уже по длительности (86 тактов) он не является вариацией: это скорее дуэт или танцевальный ансамбль. Не тут ли завязывался драматический узел, которого недостает в акте для того, чтобы он приобрел сквозное действие? Страстная и грустная мелодия гобоя находит поддержку фагота. С каждым тактом нарастает волнение и постепенно музыка приближается к знакомой лебединой песне. Все сильнее звучат предвестие беды, плач и стенания, которые разольются в музыке IV акта. Достигнув кульминации в напряженном tutti, мелодия гаснет и умолкает в pizzicato струнных, в каденциях кларнета и флейты. Это Одетта пытается бороться за любимого, говорит с ним тревожно и ласково, чует беду, а хор подруг вполголоса «запевает» грустную песню (5)

    Другая вариация [19/IV] — задумчивый монолог. Спокойное, безыскусственное повествование становится взволнованным, почти тревожным. Затем снова восстанавливается душевное равновесие, и монолог продолжается.

    3-я вариация [19/V] говорит о волшебнике Ротбарте (B). Чайковский окрасил ее в характеристические тона. Медные и деревянные инструменты преобладают. Звучат торжественные и устрашающие, злорадно ликующие фанфарные возгласы. Композитор строит музыку на упорных повторах, рисуя облик Ротбарта — властного, настойчивого в проведении своего дьявольского плана, тупого и упрямого, жестокого и уверенного (6)

    4-я вариация [19/VI] напоминает безыскусственную детскую песенку, мелодию которой ведет гобой. Бодрая, мужественная, она исполняется с нарастающей силой и уверенностью. Традиционно-стремительный конец, рассчитанный на вращения и перелеты, резко изменяет характер танца: на место задушевности приходит резвость, на место грусти — короткая вспышка радости (C)

    И, наконец, в коде секстета [19/VII]ярко выражен ее «вакханальный» характер. Принц словно захвачен вихрем ликования; этот вихрь, поднятый Ротбартом, закружил юношу. Эмоциональная образность коды настолько велика, а сама она настолько оригинальна, что остается лишь удивляться, как могли хореографы проходить мимо нее на протяжении трех четвертей века, пользуясь другой, довольно банальной кодой (7).

    Сквозь безликость балетмейстерского заказа проступает напряженная мысль композитора-драматурга, ищущего необходимую ему нить действия. И плодом ее явилось оригинальное решение секстета. В нем завязываются нити колдовства и обольщения, ведущие к драматической развязке. Композитор создал прекрасные предпосылки для постановки большого «действенного па». Здесь можно показать в разных вариациях Одетту и Одиллию, Ротбарта и Зигфрида, пестрое сборище званых и незваных гостей, кружащих голову Зигфриду. Фантастика и реальность соединяются в секстете, сливая две сферы, существующие раздельно в предшествующих картинах.

    За секстетом следуют характерные танцы (№№ 20-23) — Венгерский, Испанский, Неаполитанский, Польский. В заурядных балетах того времени культивировались псевдонациональные, не народные, а бальные формы характерных танцев. Чайковский отказался от штампов. В его танцах III акта нет еще той достоверности, которой он достиг в «Спящей красавице» и «Щелкунчике». Но яркость национальных тем, их симфоническое развитие, богатство мелодических и ритмических элементов уже здесь ведут к подлинному обновлению жанра.

    После характерных танцев снова возникает Вальс невест (начало № 24) (8). В этом нельзя не усмотреть определенного замысла Чайковского. В начале акта принц игнорировал вальс и его участниц, теперь он танцует в паре с Одиллией. Возникновение вальса перед развязкой означает, что долгожданный выбор невесты сделан. Прекрасная драматургическая деталь, к сожалению, оставалась до последнего времени вне внимания балетмейстеров, а музыка вальса подвергалась купюрам.

    Следует признание Зигфрида в любви Одиллии. Ротбарт соединяет их руки. Финал акта описан в либретто так: «Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет». Тема лебедей звучит теперь еще драматичнее, чем в момент появления Одиллии. Возгласы труб (злорадный смех Ротбарта) разрушают плавную мелодию лебединой песни, создают остроту конфликта. «Окно с шумом распахивается, — сказано в либретто, — и на окне показывается белая лебедь с короной на голове». Музыка взволнованно говорит о переживаниях Одетты и ее подруг. Можно думать, что рукопожатие принца и Одиллии нанесло тяжкую рану Одетте: девушки-лебеди внезапно заполняют потемневший зал, мечутся в тревоге и негодовании.

    Сценическая практика нанесла едва ли не самые большие раны музыке III акта. Нынешний III акт — самый неудовлетворительный с точки зрения музыкальной и хореографической драматургии: он в значительной части выпадает из общего русла действия. Обращение к первоначальному музыкальному тексту дает возможность сделать III акт действенной кульминацией спектакля — подготовкой к развязке. Важно понять замысел композитора: в е с ь а к т внешне представлялся ему смотринами невест, а по содержанию — испытанием любви героя. При таком толковании танцы приобретают общий смысл. Снова и снова, наперекор вульгаризаторам проблемы действенности танца, Чайковский учит нас самому важному элементу балета — т а н ц у в о б р а з е, каким являются и Вальс невест, и секстет, и сюита характерных танцев, и заключительный вальс. Только при таком понимании драматургии этого акта возможно приближение его к замыслу композитора и включение в действие.

    В антракте к IV акту (№ 25) музыка словно спрашивает: как жить теперь, как быть после того, что случилось? Интонации антракта и следующего музыкального эпизода полны нерешительности, печали. Первый сценический эпизод (№ 26) развивает в танце тему антракта. Девушки-лебеди ждут Одетту. В этой музыке Чайковский исходил из народнопесенных источников. Словно девичий хор оплакивает участь подруги. Glissando арф вводит действие в план большого танцевального номера, названного «Танцем маленьких лебедей» (№27). Этот эпизод — драгоценный и еще недооцененный вклад Чайковского в музыкально-танцевальное искусство. Такой оригинальной композиции — многообразной по чувствованию, демократической по содержанию, народной по песенному складу — балетный театр не знал. С большой силой передана здесь лирика осенней русской природы, мотивы горькой девичьей доли (D).

    Чтобы не оставить и тени сомнения относительно того, к кому относятся мысли и чувства взволнованных лебедей, композитор в следующем явлении (№ 28) обращается к Одетте. Она, как сказано в либретто, «в слезах и в отчаянии»: Зигфрид нарушил клятву верности, надежда на избавление от неволи исчезла. Задыхаясь от обиды и горя, не сдерживая рыданий, Одетта рассказывает подругам о случившемся в замке, а девушки отвечают ей сердечным участием.

    Взволнованная музыкальная речь Одетты доходит до драматической кульминации. Как пишет Д. Житомирский, «удары тутти, резкие тональные сдвиги. композитор отмечает ремаркой: «Вот он идет!», взятой из либретто». Новая тема полна страстной тоски, она подготавливает -приближение героя, мучимого раскаянием. Но вместо него появляется злая сова. Начинается буря, «переданная мрачными аккордами и «вихрями» хроматических гамм» — эпизод, никак не зафиксированный в либретто.

    Картина бури в IV акте содержит и изображение непогоды, и злобный смех ликующего колдуна, и отчаяние девушек (9).

    Музыка, выражающая действие злой силы, обрывается, точно остановленная властной рукой, и после краткой паузы возникает широкая патетическая кантилена. Так начинается финальная сцена (№ 29) балета: появляется мучимый раскаянием Зигфрид. Можно подумать, что дыхание теплого ветра на миг остановило непогоду. Снова, как и в предшествующем эпизоде, природа и мир стихий и чувств слились воедино.

    Развертывается диалог Одетты с любимым. Претерпев ряд изменений в ходе действия, лебединая тема индивидуализировалась, стала неотъемлемым элементом характеристики героев. Здесь в симфонической форме Чайковский создал новый тип хореографического диалога. Рядом с «дуэтом согласия», каким был силен балетный театр XIX века (высшее выражение его — дуэт II акта), композитор поставил «дуэт разрушенного согласия» (10), «дуэт поисков согласия» — явление, неизвестное до этого в хореографическом искусстве.

    В оркестре звучит буря чувств героев, она сливается на сцене с бушующими стихиями: волны озера, вторгаясь на сушу, заполняют всю сцену. Усиливающееся звучание главной темы — лебединой песни — призвано здесь характеризовать растущую решимость героев, мятежность их духа, бесстрашие перед лицом неминуемой смерти.

    Композитор переводит свое повествование в мажорный план, утверждая победу героев вопреки их гибели. Прием, выкристаллизовавшийся в симфонической музыке, помог с предельной ясностью довести до слушателя в балетной партитуре основную идею произведения. Огромное напряжение, накопленное ранее, разряжается, бушующие стихии успокаиваются, в небольшом апофеозе композитор слагает светлый гимн победившей любви. Развитие действия в IV акте чрезвычайно интересно. Чайковский начал его с рассказа о беде, нависшей над девушками-лебедями. Разработка этой темы» приводит к драматическому монологу Одетты, вызывающему горе ее подруг: все погибло — таков смысл их переживаний. Подчеркнув эту мысль, композитор изображает бурю, поднятую колдуном: злые силы справляют победу над обреченными, над любовью Одетты и Зигфрида. И вдруг, нежданно для колдуна, упоенного своим торжеством, буря обрывается вторжением E-dur’ной темы, сопутствующей появлению принца.

    Впервые на протяжении всей партитуры Чайковский наделяет Зигфрида страстной и активной характеристикой: поверженный колдуном герой, оказывается, нашел в себе силы, каких у него не было раньше. В испытаниях родилась решимость юноши биться за возлюбленную, соединиться с ней наперекор непреодолимым преградам. Теперь Зигфрид в полной мере становится героем спектакля (не потому ли у него появилась своя музыка?) и наносит сокрушительный удар колдуну. Поэтому уже не слышно в финале злорадно-ликующей темы Ротбарта. Его чары побеждены любовью героев, возродившейся вместе с готовностью к борьбе. Буря в финальной сцене приобретает новый смысл: в ней звучат не злоба и ликование Ротбарта, а тема всепобеждающей любви, страдающей, но отчаянно борющейся, стоящей перед угрозой смерти, но торжествующей. Потому-то заключительные такты музыки и звучат гимном любви, наперекор мраку смерти.

    (1) Оно отсутствовало во всех постановках: впервые восстановлено Ф. Лопуховым на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1945 г.

    (2) При постановке балета на Мариинской сцене в 1895 г. дуэт перенесен в акт на балу и использован для танцевального квартета, в ходе которого Одиллия обольщает принца.

    (3) Оно дано, по-видимому, Л. Ивановым. У композитора это название носит № 27 в IV акте.

    (4) Вот важное подтверждение взгляда композитора на образ Одиллии: он является как бы другой стороною образа Одетты, а не другой ролью, исполняемой второй балериной. Следовательно, попытки разделить партии Одетты и Одиллии и поручить их двум балеринам идут вразрез с желанием композитора, более того аннулируют главный конфликт: принц обманулся сходством, а не полюбил другую.

    (5) Впервые этот эпизод сценически использован А. Вагановой по совету Б. Асафьева на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1933 г.

    (B) А.Демидов считает, что эта вариация принадлежала Зигфриду — прим. сост.

    (6) Впервые эта вариация сценически использована в качестве пляски Ротбарта Ф. Лопуховым в его версии 1945 г. в этом же театре. [А также Сергеевым и Григоровичем – прим. сост.]

    (C) В ряде версий (Бурмейстер, Нуреев, Григорович) использована для вариации Одиллии в Черном па де де.

    (7) Впервые она использована В. Бурмейстером на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1953 г. в качестве коды всех танцев на балу. [А также Нуреевым – прим. сост.]

    (8) Для балерины П. Карпаковой, исполнявшей роль Одетты — Одиллии, Чайковский написал Русский танец, который исполнялся после других характерных танцев. В дальнейшем он был использован А. Горским в качестве танца Царь-девицы в последнем акте «Конька-Горбунка».

    Для другой Одетты — Одиллии, А. Собещанской (1877 г.), Чайковский написал музыку Pas de deux, состоящую из adagio, двух вариаций и коды. После Е. Калмыковой, сменившей Собещанскую, этот дуэт не исполнялся, а ноты его были надолго утрачены, пока недавно [1953 прим. сост.] не был обнаружен «репетитор» (партия двух скрипок), по которому В. Шебалин сделал оркестровку дуэта. Часть его использована впервые В. Бурмейстером в III акте его постановки «Лебединого озера». При оценке дуэта следует учесть, что Чайковский писал его не по своей воле. Собещанская попросила Петипа поставить ей дуэт для «Лебединого озера». Петипа выполнил ее просьбу, использовав чью-то музыку. Чайковский, не желая, чтобы в его партитуре было инородное тело, сочинил музыку дуэта по готовому танцу Петипа. (D) Использован во многих версиях (Горский-Мессерер, Бурмейстер, Нуреев, Григорович); у Петипа-Иванова заменен на оркестрованную фортепьянную пьесу Чайковского «Искорка» («Вальс-безделушка»), ор.72 № 11 – прим. сост.

    (9) По ремарке в партитуре колдун поднимает бурю после того, как Зигфрид убегает в лес, ища любимую. Таким образом, буря призвана воздвигнуть препятствия на пути героя.

    (10) Это определение подсказано автору профессором М. С. Друскиным.

    http://www.ballet.classical.ru/slonimsky.html

    Последнее изменение 23.01.2004

    Источник: http://www.ballet.classical.ru/slonimsky.html