Залились невидимые жаворонки над бархатом

Л. Н. Толстой Отрывок описывающий весну из “Анна Каренина”

Часть вторая, глава XII.

…..

Весной

Чехов А. П

Поэты старые и молодые, лучшие и худшие, оставив на время в покое кассиров, банкиров, железнодорожников и рогатых мужей, строчат на чем свет стоит мадригалы, дифирамбы, приветственные оды, баллады и прочие стихоплетные штуки, воспевая в них все до единой весенние прелести… Воспевают по обыкновению неудачно (я не говорю о присутствующих). Луна, воздух, мгла, даль, желания, «она» — у них на первом плане.

Прозаики тоже настроены на поэтический лад. Все фельетоны, ругательства и хваления начинаются и оканчиваются у них описанием собственных чувств, навеянных приближающейся весной.

Барышни и кавалеры того… Страждут смертельно! Пульс их бьет 190 в минуту, температура горячечная. Сердца полны самых сладких предчувствий… Весна несет с собой любовь, а любовь несет с собой: «Сколько счастья, сколько муки!» На нашем рисунке весна держит амурчика на веревочке. И хорошо делает. И в любви нужна дисциплина, а что было бы, если бы она спустила Амура, дала ему, каналье, волю? Я пресерьезный человек, но и ко мне по милости весенних запахов лезет в голову всякая чертовщина. Пишу, а у самого перед глазами тенистые аллейки, фонтанчики, птички, «она» и всё такое прочее. Теща уже начинает посматривать на меня подозрительно, а женушка то и дело торчит у окна…

Всё собирается гулять и ликовать, кроме отроков и юношей. Молодежь и не увидит за экзаменами весны. Весь май пойдет на получение пятерок и единиц. Для единичников весна не желанная гостья.

Источник: http://stranakids.ru/prishla-vesna-tolstoi/

Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу, и если вы не капризны, не истеричны, и если по службе не обязаны сидеть в четырех стенах с утра до вечера. Нехорошо, если вы больны, если чахнете в канцелярии, если знаетесь с музами…..

Встреча весны: (Рассуждение)

Борея сменили зефиры. Дует ветерок не то с запада, не то с юга (я в Москве недавно и здешних стран света еще достаточно не уразумел), дует легонько, едва задевая за фалды… Не холодно, и настолько не холодно, что можно смело ходить в шляпе, пальто и с тросточкой. Мороза нет даже ночью. Снег растаял, обратился в мутную водицу, с журчаньем бегущую с гор и пригорков в грязные канавы; не растаял он только в переулках и мелких улицах, где безмятежно покоится под трехвершковым бурым, землистым слоем и будет покоиться вплоть до мая… На полях, в лесах и на бульварах робко пробивается зеленая травка… Деревья еще совершенно голы, но выглядывают как-то бодрей. Небо такое славное, чистое, светлое; лишь изредка набегают тучи и пускают на землю мелкие брызги… Солнце светит так хорошо, так тепло и так ласково, как будто бы славно выпило, сытно закусило и старинного друга увидело… Пахнет молодой травкой, навозом, дымом, плесенью, всевозможной дрянью, степью и чем-то этаким особенным… В природе, куда ни взглянешь, приготовления, хлопоты, бесконечная стряпня… Суть в том, что весна летит.

Публика, которой ужасно надоело тратить деньги на дрова, ходить в тяжелых шубах и десятифунтовых калошах, дышать то жестким, холодным, то банным, квартирным воздухом, радостно, стремительно и став на носки протягивает руки навстречу летящей весне. Весна желанная гостья, но добрая ли? Как вам сказать? По-моему, не то, чтобы слишком уж добрая, и нельзя сказать, чтобы слишком уж и злая. Какая бы она ни была, но ждут ее с нетерпением.

Медицинские люди очень серьезные люди, но и они не спят спокойно… Их душит кошмар и снятся самые обольстительные сны. Щеки докторов, фельдшеров, аптекарей горят лихорадочным румянцем. И недаром-с! Над городами стоят зловонные туманы, а туманы эти состоят из микроорганизмов, производящих болезни… Болят груди, горла, зубы… Разыгрываются старинные ревматизмы, подагры, невралгии. Чахоточных тьма-тьмущая. В аптеках толкотня страшная. Бедным аптекарям некогда ни обедать, ни чая пить. Бертолетову соль, Доверов порошок, грудные специи, иод и дурацкие зубные средства продают буквально пудами. Я пишу и слышу, как в соседней аптеке звенят пятаками. У моей тещи флюс на обеих сторонах: урод уродом!

Мелкие коммерсантики, ссудосберегатели, практические людоедишки, жидки и кулаки пляшут от радости качучу. Весна и для них благодетельница. Тысяча шуб идут в ссудные кассы на съедение голодной моли. Всё теплое, еще не переставшее быть ценным, несется к жидкам благодетелям. Не понеси шубу в ссуду, останешься без летнего платья, будешь щеголять на даче в бобрах и енотах. За мою шубу, которая стоит minimum 100 рублей, мне дали в ссуде 32 рубля.

В Бердичевах, Житомирах, Ростовах, Полтавах — грязь по колена. Грязь бурая, вязкая, вонючая… Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу: того и гляди, что утонешь чёрт знает в чем. Оставляешь в грязи не только калоши, но даже и сапоги с носками. Ступай на улицу, коли необходимость, или босиком, или же на ходулях, а лучше всего и вовсе не ходи. В матушке Москве, надо отдать справедливость, сапог в грязи не оставишь, но в калоши непременно наберешь. С калошами можно распрощаться навсегда только в весьма немногих местах (а именно: на углу Кузнецкого и Петровки, на Трубе и почти на всех площадях). От села до села не проедешь, не пройдешь.

Погодите немножко, дней через 5—6, много через неделю, коты запоют под окнами громче, жидкая грязь станет густою, почки на деревьях станут пушистыми, травка выглянет повсюду, солнце запечет — и весна установится самая настоящая. Из Москвы потянутся обозы с мебелью, цветами, тюфяками и горничными. Закопошатся огородники, садовники… Охотники начнут заряжать ружья.

Подождите недельку, потерпите, а пока накладывайте на ваши груди прочные бинты, дабы не выскочили из грудей ваши разбушевавшиеся, не терпящие отлагательств сердца…

Между прочим, как прикажете изобразить на бумаге весну? В каком виде? В былые времена ее изображали в виде прекрасной девицы, сыплющей на землю цветы. Цветы — синоним радостей… Теперь иные времена, иные нравы, иная и весна. У нас она изображена тоже дамочкой. Цветов не сыплет, ибо нет цветов и руки в муфте. Следовало бы изобразить ее тощей, худой, скелетообразной, с чахоточным румянцем, но пусть она будет комильфо!1 Делаем ей эту уступку только потому, что она дама.

Бешеные страсти

Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. Эта прекрасная весна еще более возбудила Левина и утвердила его в намерении отречься от всего прежнего, с тем чтоб устроить твердо и независимо свою одинокую жизнь. Хотя многое из тех планов, с которыми он вернулся в деревню, и не были им исполнены, однако самое главное, чистота жизни была соблюдена им. Он не испытывал того стыда, который обыкновенно мучал его после падения, и он мог смело смотреть в глаза людям. Еще в феврале он получил письмо от Марьи Николаевны о том, что здоровье брата Николая становится хуже, но что он не хочет лечиться, и вследствие этого письма Левин ездил в Москву к брату и успел уговорить его посоветоваться с доктором и ехать на воды за границу. Ему так хорошо удалось уговорить брата и дать ему взаймы денег на поездку, не раздражая его, что в этом отношении он был собой доволен. Кроме хозяйства, требовавшего особенного внимания весною, кроме чтения, Левин начал этою зимой еще сочинение о хозяйстве, план которого состоял в том, чтобы характер рабочего в хозяйстве был принимаем за абсолютное данное, как климат и почва, и чтобы, следовательно, все положения науки о хозяйстве выводились не из одних данных почвы и климата, но из данных почвы, климата и известного неизменного характера рабочего. Так что, несмотря на уединение или вследствие уединения, жизнь его была чрезвычайно наполнена, и только изредка он испытывал неудовлетворенное желание сообщения бродящих у него в голове мыслей кому-нибудь, кроме Агафьи Михайловны, хотя и с нею ему случалось нередко рассуждать о физике, теории хозяйства и в особенности о философии; философия составляла любимый предмет Агафьи Михайловны.

Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

Весна – время планов и предположений. И, выйдя на двор, Левин, как дерево весною, еще не знающее, куда и как разрастутся эти молодые побеги и ветви, заключенные в налитых почках, сам не знал хорошенько, за какие предприятия в любимом его хозяйстве он примется теперь, но чувствовал, что он полон планов и предположений самых хороших. Прежде всего он прошел к скотине. Коровы были выпущены на варок и, сияя перелинявшею гладкою шерстью, пригревшись на солнце, мычали, просясь в поле. Полюбовавшись знакомыми ему до малейших подробностей коровами, Левин велел выгнать их в поле, а на варок выпустить телят. Пастух весело побежал собираться в поле. Бабы-скотницы, подбирая поневы, босыми, еще белыми, не загоревшими ногами шлепая по грязи, с хворостинами бегали за мычавшими, ошалевшими от весенней радости телятами, загоняя их на двор.

Источник: http://book-online.com.ua/read.php?book=4663&page=76

Анна Каренина Толстой Лев

Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений отжившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым светом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

XIII

Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу, а суконную поддевку, и пошел по хозяйству, шагая через ручьи, режущие глаза своим блеском на солнце, ступая то на ледок, то в липкую грязь.

Весна – время планов и предположений. И, выйдя на двор, Левин, как дерево весною, еще не знающее, куда и как разрастутся его молодые побеги и ветви, заключенные в налитых почках, сам не знал хорошенько, за какие предприятия в любимом его хозяйстве он примется теперь, но чувствовал, что он полон планов и предположений самых хороших. Прежде всего он прошел к скотине. Коровы были выпущены на варок и, сияя перелинявшею гладкою шерстью, пригревшись на солнце, мычали, просясь в поле. Полюбовавшись знакомыми ему до малейших подробностей коровами, Левин велел выгнать их в поле, а на варок выпустить телят. Пастух весело побежал собираться в поле. Бабы-скотницы, подбирая поневы, босыми, еще белыми, не загоревшими ногами шлепая по грязи, с хворостинами бегали за мычавшими, ошалевшими от весенней радости телятами, загоняя их на двор.

Полюбовавшись на приплод нынешнего года, который был необыкновенно хорош, – ранние телята были с мужицкую корову, Павина дочь, трех месяцев, была ростом с годовых, – Левин велел вынести им наружу корыто и задать сено за решетки. Но оказалось, что на не употребляемом зимой варке сделанные с осени решетки были поломаны. Он послал за плотником, который по наряду должен был работать молотилку. Но оказалось, что плотник чинил бороны, которые должны были быть починены еще с масленицы. Это было очень досадно Левину. Досадно было, что повторялось это вечное неряшество хозяйства, против которого он столько лет боролся всеми своими силами. Решетки, как он узнал, ненужные зимой, были перенесены в рабочую конюшню и там поломаны, так как они и были сделаны легко, для телят. Кроме того, из этого же оказывалось, что бороны и все земледельческие орудия, которые велено было осмотреть и починить еще зимой и для которых нарочно взяты были три плотника, были не починены, и бороны все-таки чинили, когда надо было ехать скородить. Левин послал за приказчиком, но тотчас и сам пошел отыскивать его. Приказчик, сияя так же, как и всь в этот день, в обшитом мерлушкой тулупчике шел с гумна, ломая в руках соломинку.

– Отчего плотник не на молотилке?

– Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо. Ведь вот пахать.

– Да зимой-то что ж?

– Да вам насчет чего угодно плотника?

– Где решетки с телячьего двора?

– Приказал снести на места. Что прикажете с этим народом! – сказал приказчик, махая рукой.

– Не с этим народом, а с этим приказчиком! – сказал Левин, вспыхнув. – Ну для чего я вас держу! – закричал он. Но вспомнив, что этим не поможешь, остановился на половине речи и только вздохнул. – Ну что, сеять можно? – спросил он, помолчав.

– За Туркиным завтра или послезавтра можно будет.

– А клевер?

– Послал Василия с Мишкой, рассевают. Не знаю только, пролезут ли: топко.

– На сколько десятин?

– На шесть.

– Отчего же не все? – вскрикнул Левин.

Что клевер сеяли только на шесть, а не на двадцать десятин, это было еще досаднее. Посев клевера, и по теории и по собственному его опыту, бывал только тогда хорош, когда сделан как можно раньше, почти по снегу. И никогда Левин не мог добиться этого.

– Народу нет. Что прикажете с этим народом делать? Трое не приходили. Вот и Семен…

– Ну, вы бы отставили от соломы.

– Да я и то отставил.

– Где же народ?

– Пятеро компот делают (это значило компост) Четверо овес пересыпают; как бы не тронулся, Константин Дмитрич.

Левин очень хорошо знал, что «как бы не тронулся» значило, что семенной английский овес уже испортили, – опять не сделали того, что он приказывал.

– Да ведь я говорил еще постом, трубы!… – вскрикнул он.

– Не беспокойтесь, все сделаем вовремя.

Левин сердито махнул рукой, пошел к амбарам взглянуть овес и вернулся к конюшне. Овес еще не испортился. Но рабочие пересыпали его лопатами, тогда как можно было спустить его прямо в нижний амбар, и, распорядившись этим и оторвав отсюда двух рабочих для посева клевера, Левин успокоился от досады на приказчика. Да и день был так хорош, что нельзя было сердиться.

Источник: http://rubook.org/book.php?book=78453&page=56

Глава: ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Задание 20*. Повторите § 70 «Пособия», таблицу 35 и ответьте на вопросы.

1) Когда причастный оборот обычно обособляется и когда не обособляется?

2) В каких случаях обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом?

3) В каких случаях не ставится запятая перед причастным оборотом, стоя­щим после определяемого слова?

Задание 21. Спишите текст. Укажите причастные обороты и слова, к кото­рым они относятся Объясните, почему в одних случаях причастные обороты обособлены, а в других не обособлены.

1).Очень богат русский язык словами, относящимися к време­нам года и к природным явлениям. (Пауст.). 2) Но было в то же время кругом что-то грозное, с затаенной мощью напоминавшее о себе (Каз.). 3) Вдруг он решил, что нужно что-нибудь мне пода­рить, и подарил кожаные перчатки, старые, но еще очень хорошие, застегивающиеся на ремешок (Каз.). 4) У нее, у этой зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хоро­ших слов (Пауст.). 5) Мы рассматривали сотни горных пород, то завязанных в узлы, то падавших волнами, то свисавших квадрат­ными плитами, похожими на броню дредноутов (Пауст.). 6) Читая, я время от времени поглядывала на светлый квадрат солнца; па­давший на лестницу и казавшийся мне ослепительным из глубины темноватого склада. (Кав.). 7) «Гелиотроп» напоминал начищен­ный кирпичом до яркого блеска бокастый дымящийся самовар, болтающийся на невысоких волнах мелкого моря (Пауст.). 8) Спокойный в этих благодатных местах вечного пассата, Атлан­тический океан словно бы дремал и с ласковым рокотом катил свои лениво нагоняющие одна другую волны, залитые серебри­стым блеском полного месяца (Станюк.).

Задание 22. Спишите Подчеркните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты. Обратите внимание на роль союза и.

1) Великий, или Тихий, океан на этот раз словно бы хотел оп­равдать свое название, которое совершенно несправедливо дали ему моряки-португальцы, впервые побывавшие в нем и не встре­тившие ни разу бурь (Станюк.). 2) Не смеялся только бледнолицый, долговязый блондин, сидевший у окна, положив Свою боль­шую белобрысую голову на ладони и, казалось, погруженный в созерцание звезд, сверкающих на небе (Станюк.). 3) Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрач­ность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот (Пауст.).

Задание 23. Прочитайте. Объясните знаки препинания.

1) Эти давным-давно разоруженные форты остались на Се­верной стороне со времен Севастопольской обороны. Они прида­вали всему пейзажу облик старинного крепостного района, засы­панного вросшими в землю ядрами (Пауст.). 2) В скалах, заросших оранжевыми лишаями, гнездились дикие голуби (Пауст.). 3) В своем кабинете, окруженный чертежами, беседующий с инженерами,

увлекающийся приходящими в его голову новыми типами c удов, разносящий какого-нибудь опоздавшего мичмана или приходя щий в бешенство при посещении строящегося судна, где копались, и делали не так, как, казалось ему, было нужно,— он был все тот же беспокойный адмирал, что и на палубе «Резвого», так же умел вносить «дух жизни» в дело и заставлять проникаться этим живым духом других (Станюк.). 4) Не мальчик, потрясенный ту­манным видением Арктики, озарившим его немой, полусозна­тельный мир, не юноша, с молодым упрямством стремившийся настоять на своем, — нет, зрелый, испытавший все человек, я стоял перед открытием, которое должно было войти в историю русской науки (Кав.).

Задание 24*. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Под­черкните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты

1) Запорошенные снегом идут и идут станки, и кажется, чтобы пустить их, нужны годы и годы (Кав.). 2) Повеял ветерок, и задро­жали сухие стебельки, зазвучал тонко ковыль; даже скошенный даже ставший уже сеном он продолжал петь по-степному (О. Г.). -3) В конце осени встретил я на Прорве Прохора. Седой и косматый облепленный рыбьей чешуей он сидел под куста­ми тальника и удил окуней (Пауст.). 4) Поглощенный служ бой, он, казалось, был вполне доволен и счастлив, и долгое пла-вание ему было нипочем (Станюк.). 5) Разморенный духотой ело-вой чащи весь в паутине и хвойных иглах пробирался с ружьем к опушке приказчик из Дементьева хутора, Мелитон Шишкин (Ч.) 6) Почти всегда занятый то службою то чтением то матросами Володя как-то втянулся в занятия и благодаря этому не чувствовал однообразия судовой жизни и не скучал на длинном переходе (Станюк.). 7) Привлеченные запахом постоянно готовившейся пищи в лагерь начали понемногу сходиться наиболее отважные обитатели» пустыни —ушастые гобийские ежи (Ефр.). 8) Прони­кнутый разрывающей жалостью сидел он перед нагоревшею свечою (Г.).

Задание 25. Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните их напи­сание. Поставьте недостающие знаки препинания.

1) В воздухе уснувш. м и окутан. м во мглу стояла тишина ( Ч.)

2) В начале книги я обещал сказать несколько слов об этом заме­чательном человеке прослав. вш. мся не только в области ис­кусства но и в области общественной деятельности (К. Ст.).

3) Странно болтаясь в широком пальто, прошел еще кто-то — мужчина с портфелем висящ. м на веревочке через плечо (Кав.).

4) Но отчетливее всего движение вперед было заметно на Викторе напоминавш. м по таланту Митю но далеко не склонн. м бросать свои, подчас блестящие, обобщения на ветер (Кав.). 5) В Пименов­ском переулке женщина выкладывала буханки хлеба на лоток в окне полуподвала, грузчики таскали их в машину, и в этом месте вкусно пахнувш. м хлебом уютно озаренн. м светом падавш. м из пекарни тоже говорили о перелете (Кав.).

Задание 26*. В каких из данных примеров нужно обособить причастные обороты? Выберите правильный ответ.

Источник: http://www.klikovo.ru/books/46704/46714.html

Изменить размер шрифта — +

С каждою неделей он все реже вспоминал о Кити. Он ждал с нетерпением известия, что она уже вышла или

выходит на днях замуж, надеясь, что такое известие, как выдергиванье зуба, совсем вылечит его.

Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения,

животные и люди. Эта прекрасная весна еще более возбудила Левина и утвердила его в намерении отречься от всего прежнего, с тем чтоб устроить

твердо и независимо свою одинокую жизнь. Хотя многие из тех планов, с которыми он вернулся в деревню, и не были им исполнены, однако самое

главное, чистота жизни была соблюдена им. Он не испытывал того стыда, который обыкновенно мучал его после падения, и он мог смело смотреть в

глаза людям. Еще в феврале он получил письмо от Марьи Николаевны о том, что здоровье брата Николая становится хуже, но что он не хочет лечиться,

и вследствие этого письма Левин ездил в Москву к брату и успел уговорить его посоветоваться с доктором и ехать на воды за границу. Ему так

хорошо удалось уговорить брата и дать ему взаймы денег на поездку, не раздражая его, что в этом отношении он был собой доволен. Кроме хозяйства,

требовавшего особенного внимания весною, кроме чтения, Левин начал этою зимой еще сочинение о хозяйстве, план которого состоял в том, чтобы

характер рабочего в хозяйстве был принимаем за абсолютное данное, как климат и почва, и чтобы, следовательно, все положения науки о хозяйстве

выводились не из одних данных почвы и климата, но из данных почвы, климата и известного неизменного характера рабочего. Так что, несмотря на

уединение или вследствие уединения, жизнь его была чрезвычайно наполнена, и только изредка он испытывал неудовлетворенное желание сообщения

бродящих у него в голове мыслей кому-нибудь, кроме Агафьи Михайловны, хотя и с нею ему случалось нередко рассуждать о физике, теории хозяйства и

в особенности о философии; философия составляла любимый предмет Агафьи Михайловны.

Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов;

наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись

тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся

в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную

Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро

съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений отжившей земли. Зазеленела старая и вылезающая

иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым светом лозине загудела выставленная

облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою

неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще

не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с

отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и

Источник: http://knijky.ru/books/anna-karenina?page=98

Методическое пособие

Оглавление

Введение

Глава 1 Особенности композиции сочинения-рецензии

Глава 2 Оформление микротем

Глава 3 Начало сочинения

Глава 4 Способы и средства связи предложений

Глава 5 Типы речи

Глава 6 Особенности публицистического, научно — популярного, художественного стиля в таблицах

Глава 7 Образцы обучающих сочинений — рецензий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждый учитель русского языка и литературы, готовящий учеников к ЕГЭ по русскому языку, сталкивается с проблемой: как научить ребят писать сочинение — рецензию. В по­следнее время выпускается много пособий, которые могут оказать значительную помощь в подготовке к ЕГЭ. Но не все учебники содержат обобщенный практический мате­ риал для учителя и выпускника по варианту С.

Цель данной работы – обобщить свой опыт работы в обучении составления сочинения-рецензии, чтобы оказать практическую помощь учителям русского языка в подготовке выпускников к ЕГЭ (вариант С — составление сочинения — рецензии). Для дос тижения цели были поставлены следующие задачи :

— систематизировать материал, используемый автором работы в подготовке к ЕГЭ (ва риант С);

— прежде всего, изложить материал, разработанный автором работы и необходимый в

подготовке к составлению рецензии;

— показать особенности работы с текстами разного стиля;

— познакомить с обучающими сочинениями — рецензиями к текстам разного стиля.

В числе тех пособий, которые могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует назвать «Подготовка учащихся к единому экзамену по русскому языку. Часть С. Образцы рецензий» Ермаковой Г.А. Васильевой Ф.И. 2 Пособие адресовано учителю и ученику. Оно посвящено методике работы над текстом, содержит рекомендации для учителя по анализу текста, речевые образцы, представляет рецензии, написанные учащимися школы ЧР. В нем имеется кодификатор элементов содержания по русскому языку.

«Практикум по написанию рецензий на итоговом экзамене по русскому языку» Ермаковой Г.А. 3 предлагает образцы написания рецензий, методические шаги для выстраивания работы. Пособие имеет практическую направленность, в нем даны советы, как начинать и завершать сочинение-рецензию указываются основные параметры, стили речи, в него включены в качестве приложения критерии оценки рецензий, образцы сочинения автора данной работы (стр. 9, 14-15, 15-16, 16-17).

В учебнике «Русский язык. Грамматика. Стили речи». Власенковой А.И. Рыбченковой Л.М. 1 основное внимание уделяется важнейшее единицы речи – тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам.

Пособие «Трудности ЕГЭ по русскому языку» Кудяковой Т.А. 6 представляет собой руководство по выполнению заданий по всем частям ЕГЭ. В частности, в нем проведены языковые и речевые стандарты – клише, используемое при рецензировании, прилагаются справочные, лингвистические материалы и функциональная характеристика выразительных средств. С целью выработки навыков лингвистического анализа и рецензирования текста продемонстрированы образцы сочинений-рецензий, изложения с элементами сочинения, экзаменационное сочинение.

«Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.» Капинос В.И. и других ; содержит различные виды изложений, тексты для изложений представлены в системе, отражающей последовательность ознакомления учащихся со стилями и типами речи.

Автор данного пособия:

— обобщил средства связи предложений текста;

— указал на особенности подтипов рассуждения, описания, которые встречаются в текстах ;

— составил таблицу, отражающую особенности работы с текстами разных стилей;

— составил обучающие сочинения — рецензии к текстам разных стилей.

В составлении этого методического пособия автор прежде всего исходил из того, что сведения, необходимые выпускнику при подготовке к составлению рецен­зии, не полностью отражены в вышеупомянутых учебниках. В учебниках, указанных в списке использованной литературы и изданных до 2003 года, содержится подробная информация о стилистике, приво­дятся рекомендации, как работать с текстом разных стилей, предлагаются тренировочные упражнения. Вообще в пособиях, напечатанных с 2003 года, имеются некоторые реко мендации к составлению рецензии. Однако на практике учитель сталкивается со многими вопросами, которые не освещаются в брошюрах, адресованных учителю, ученику, абиту­ риенту.

Данная работа адресована прежде всего учителю. Автор считает, что пособие имеет практическую направленность для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, поможет учителю успешнее под­ готовить выпускников к сочинению — рецензии. Оно может быть использовано и абитури ентом: изложено доступным языком, проиллюстрировано примерами.

Глава 1. Особенности композиции сочинения – рецензии

Сочинение-рецензия состоит из четырёх частей:

1.Начало сочинения.

2.Содержание.

3. Форма.

4.Личностное восприятие.

Во второй части сочинения–рецензии (содержании) должны быть определены: 1) ведущая тема; 2)микротемы (количество микротем не всегда совпадает с количеством абзацев, в большом абзаце можно выделить несколько микротем, несколько маленьких абзацев могут составить одну микротему); 3)проблема: широко – философская, нравственная, экологическая, эстетическая, конкретно – исходя из ведущей темы; 4)идея, авторская позиция.

В третьей части (форме) указываются: 1)стиль речи; 2)тип речи; 3)способ связи между предложениями (цепная (контактная) или параллельная (дистанционная)); 4)языковые средства, характерные прежде всего стилю анализируемого текста, их роль.

В рецензии желательно применять разные виды построения, рассуждения. Например: тезис – риторический вопрос? («Мост», соединяющий тезис с доказательством) – доказательства (Данный текст принадлежит описанию. Почему я так считаю? Текст отвечает на вопрос: каково вокруг? (описание природы). Автор изображает солнце, небо, ветер и т.д.). Тезис – доказательства (В тексте встречаются разные художественные средства. Эпитеты легкие (облака), тихий (ветерок), ласковое (солнце), создает общую картину теплого летнего дня. Ярче представлять окружающий мир помогают и метафоры: плывут (облака), волнуется (рожь)).

Глава 2. Оформление микротем

В оформлении микротем важно сохранить единообразие. Микротемы могут представлять собой: 1) распространённое существительное, например: вопросы, волнующие родителей призывников, методы воспитания молодых солдат; необходимость борьбы с произволом в армии; 2) сложноподчинённые предложения, например: в первой микротеме говорится о том, какие вопросы волнуют родителей призывников; во второй сообщается о том, как воспитывали в воинской части молодых солдат, в третьей рассказывается …, в четвёртой повествуется; 3)повествовательные предложения: родителей призывников волнуют вопросы службы в армии; в армии применяют жестокие методы воспитания молодых солдат; случай в воинской части №7324 не единичен; 4) вопросительные предложения: Что такое биосфера? Как накапливается энергия в биосфере? Как совершается круговорот в биосфере?

Глава 3. Начало сочинения

В пособии Ермаковой Г.А. «Практикум по написанию рецензии на итоговом экзамене по русскому языку» названы 7 вариантов начала сочинения. Однако в нём не ко всем вариантам приведены образцы. Практика показывает, что учащиеся быстрее усваивают следующие варианты начала сочинения:

1. начать с указания проблемы, её актуальности, значимости – составление риторических вопросов: Какие вопросы волнуют сегодня родителей призывников? Что происходит в сегодняшней российской армии? Жизнь в армии это служба или выживание, школа мужества или наказание? Об этом размышляет в своём тексте В.Матвеева.

2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте. Мучительные, тревожные вопросы встают сегодня перед родителями призывников. Нет доверия к российской армии. Страшно отдавать в армию своего сына: армия перестаёт быть школой мужества, и солдату приходится, скорее всего, не служить, а выживать. Нелегко искоренить дедовщину, издевательство над молодыми солдатами, унижение человеческого достоинства, жестокость и насилие. Об этом текст В. Матвеевой.

3.С краткого сообщения о писателе, являющемся автором текста. В творчестве И.С.Тургенева изображается загадочность души русского человека; души крестьянина, который, несмотря на тяжкое крепостничество, сохранил в себе щедрость, открытость,

любовь к свободе. Глубина души, неподдельность, искренность, тяга к воле раскрывается в русской народной песне. Об этом же говорится и в данном тексте.

4.С лирического размышления.

Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна! Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо распахнёт апрель ворота — и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна. Именно об этом текст Л. Н. Толстого.

Первый и второй варианты начала сочинения обычно используются при работе с текстом публицистического и научно-популярного стиля. Третий и четвёртый – рекомендуются при составлении рецензии к тексту художественного стиля. Третий вариант приемлем только в том случае, если ученик имеет представление о творчестве писателя.

Глава 4. Способы и средства связи предложений

Связь между предложениями текста бывает цепная (контактная) или параллельная (дистанционная). Что же представляет собой каждая из них?

Цепная связь – мысль движется от одного предложения к другому и осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения, развёртывании его в последующем

предложении.

Параллельная связь – употребление предложений, в которых одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, видовременная соотнесённость (Кудинова Т. А. «Трудности ЕГЭ по русскому языку». Ростов-на-Дону, Феникс, 2004, стр.130).

Чтобы учащимся понятна была суть этих связей, можно изобразить так: ребята стоят в одном ряду, берутся за руки, рука моя – в твоей руке (что-то из одного предложения переходит в другое) – это цепная связь; если руки разъединены – это параллельная связь.

Однако ни в одном из учебных пособий, адресованных учащимся, абитуриентам не указывается средства связи между предложениями текста. Чаще всего в текстах, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку встречаются следующие средства связи:

1) замена имени существительного на местоимение (За огородом есть колхозный сад. В нём растут яблони, груши, сливы.);

2) однокоренные слова (За садом есть озеро. В озёрной воде видны даже камушки.);

3) лексически оправданный повтор. (За огородом есть пруд. В пруду плавают гуси, утки);

4) лексически оправданный повтор и указательное местоимение (За огородом сад. В этом саду яблони);

5) замена обстоятельства (существительного, наречия) наречиями там, здесь, туда, и т.д. а)В лесу было хорошо. Там пели птицы, б) Я люблю ходить в лес. Туда меня всегда тянет;

6) антитеза (использование лексических и контекстных антонимов, противительного союза. а) От нагревания железо расширяется. а от охлаждения оно сужается, б) Сто лет назад люди не знали телевизора. Сейчас без телевизора не обходится ни одна семья, в) Черёмуха давно отцвела. Но зато сирень благоухала);

7) высказывания в первом предложении замена словом во второй (Солнце ещё не зашло. Это помогло Олегу завершить дело);

8) контекстные синонимы (Это был хозяин леса. Мужчине было лет 40);

9) наличие во втором предложении указания на часть целого, о котором говорится в первом предложении (Деревья стояли голые. Яблони и берёзы ещё сохраняли листочки);

10) второе предложение — неполное (парцелляция) (Дом был заброшенный. Ветхий, с разбитыми окнами).

Если предложения текста связаны дистанционно, то средства связи в основном следующие: 1) синтаксический параллелизм (Лошади устали от продолжительной жары. Люди утомились от долгого пути); 2) анафора (единоначатие) (Не раз снился потом этот дурной сон. Не раз он вскакивал средь ночи, пытаясь куда-то бежать); 3) по смыслу: (Весна. Солнце начинает припекать сильнее. На санных дорогах стоит вода.)

Глава 5. Типы речи

В тексте, предложенном для анализа, встречаются разные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Поэтому очень важно знать признаки каждого типа речи. Чем же характеризуются повествование, описание, рассуждение? Повествование — смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. Описание — словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Рассуждение — смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей. (Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону « Феникс», 2004, стр.129.)

Однако такие типы речи, как описание и рассуждение, имеют свои подтипы. Описание предмета отвечает на вопрос: каков предмет?

Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках. а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами (подобрала Алексеева И.В.)

Описание места отвечает на вопрос: что где находится?

Молчаливый лесной сумрак посветлел с одной стороны, и меж деревьев мелькнул водный простор. С крутого песчаного берега открылось озеро. Необозримо уходило оно, отодвинув леса до синего горизонта, и изумрудно-зелёные острова бесчисленными стаями покрывали светлое лицо его. Узкими протоками оно тянулось в другие, соседние озера, па сотни вёрст растянувшиеся по угрюмому, суровому, молчаливому краю, с одной стороны которого катило тяжёлые холодные волны Белого моря, с другой — морозной мглой дышали ледяные поля Северного океана. (А.С.Серафимович).

Описание состояния природы отвечает на вопрос: каково вокруг?

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днём таяло на солнце, а ночью дождило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги.

Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи мёл бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и подвинулся густой туман, в природе перемен. (Л. Н.Толстой)

Описание состояния человека отвечает на вопрос: каково ему?

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось, даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. (По Р. Достян)

Рассуждение может быть трёх подтипов.

1. Рассуждение-доказательство отвечает на вопрос: почему?

Замечательно быть моряком. Это самая лучшая профессия.

Во-первых, у моряков красивая форма. Лента с якорем, белоснежная бескозырка привлекает многих.

Во-вторых, моряки отважные, смелые, стойкие люди. Они не боятся трудностей.

В-третьих, моряки бывают во многих городах земного шара, знакомятся с достопримечательностями.

В-четвёртых, моряки любуются беспредельными морями и океанами, восходом и закатом солнца, лучи которого пляшут на водных просторах.

2. Рассуждение-объяснение отвечает на вопрос: что это такое?

Что такое космическая орбитальная станция? Космическая орбитальная станция-это большой искусственный спутник, который движется в постоянной околоземной орбите. На её борту космонавты и учёные производят научные эксперименты и наблюдают за жизнью в невесомости. В космических станциях есть жилой и рабочий салон, а также ванная, приспособленная к условиям невесомости. (Детская энциклопедия: 1001 вопрос и ответ).

3. Рассуждение-размышление отвечает на вопрос: как быть? что делать?

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет, есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах,… Что делать с такой бабушкой? — Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть это близкий человек. Опекать, беречь. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. (По И.Медведевой)

Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)? Матрос вырвался и побежал по палубе, увертываясь и виляя между корзинами, ящиками, людьми. За ним бежал усатый. Они, один за другими, нырнули в проход машинного отделения. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по грану, дробно стуча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек. (В.Катаев).

Источник: http://www.21415s01.edusite.ru/DswMedia/alekseevairinavladimirovna.htm

ГДЗ русский язык 5 класс М.М. Разумовская

410. 1) 2) 5)

411. 1) Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2) Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3) Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4) Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5) Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

6) Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7) Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

Однокоренные слова: бобры, бобровая, бобрята, бобренок.

Формы слова. бобрят, бобрята; бобренок, бобренка.

417. Я всегда удивлялся (диво), как изменяет (замена) природу снег. Чтобы вполне насладиться (сладость) этой картиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и белый мрак одевал (одеть) землю.

Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили ее поразительной тишиной.

Я воротился домой и с наслаждением (сладость) ходил (ход) по дорожкам сада. Засветились (свет) огоньки в избах, и бледный луч лег поперек улицы.

421. 3) 4) 5)

422. Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Я люблю слушать скворца ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Я видел однажды, как скворцы отгоняли от гнезда галок.

Проходит время, а вы не замечаете, что маленькие скворцы выросли.

423. 1) В нашем саду расцвели тюльпаны и нарциссы. 2) Наступили каникулы, и ребята разъехались из города. 3) Я взяла в библиотеке книгу, которую мне посоветовала мама.

1) Мама предупредила: «Не забудь взять ключи».

2) Мальчик испуганно прошептал: «Я боюсь».

3) «Завтра я ухожу в поход», — неожиданно объявил Вовка.

4)«Сколько сейчас времени?» — спросил незнакомец.

1) А:»П». 2)»П?»-а.

1) Дежурный сказал: «Класс к уроку готов». А: «П».

2) «В поход пойдем все,» — заявили ребята. «П,» — а.

3) Даша написала записку маме: «Мама, я задержусь в гимна¬зии». А: «П».

3) «Разве страус не летает?» — удивилась девочка. «П?» — а.

433. 1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» — спросила раз девочка. 2) «Пусть только попробует,» — сказал мальчик. 3) Вдруг мальчик воскликнул. «Меня кольнуло прямо в сердце!» 4) «Кай, что ты делаешь?» — вскрикнула девочка. 5) Он крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками». (Г.Х. Андерсен)

434. 1) У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу: «Пора, чиж, петь». Чиж ответил: «Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь».

2) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слезы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама лучш_ всех».

3) Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут». (Л. Толстой)

444. 1) Лиса подползла к полынье, где плавала Серая Шейка.

4) Летом будет высокий урожай трав, если в апреле на

заливных лугах стоит вода.

445. 1) Когда взошло солнце, ожил каждый кустик. 2) Первыми тронулись на юг болотные птицы, потому что болота уже начинали замерзать. 3) Когда солнце поднялось, вся окре стность озарилась светом. 4) Небо заволокло тучами, и началась гроза.

446. Опустились легкие снежинки на тропинки.

1) Опустились легкие снежинки на тропинки, и побелело все вокруг. 2) Опустились легкие снежинки на тропинки, по которым только что прошел наш отряд.

447. 1) Солнце осветило поля и согрело землю. 2) Подул сильный ветер, и начался листопад. 3) Мы подошли к озеру, в котором плавали чудесные птицы. 4) Диктор сообщил: «Завтра ожидаются дожди». 5) «Оля, купи, пожалуйста, молока», — попросила мама.

449. Стройные косяки журавлей потянулись в далекие страны. Покружились они над полями, лесами, городами. На отдых остановились в лесу. Но вот показалась ранняя зорька, и журавли опять отправляются в путь. С неба слышим их прощальные голоса. До свидания, журавли!

450. 1) Прошел сильный дождь, но садовая дорожка быстро высохла. 2) Небо нахмурилось, и скоро полил дождь. 3) Бабушка вдохновенно пела и плясала весь вечер. 4) Борис получил срочную телеграмму от родителей, которые жили в деревне. 5) Пришла весна, зазвенела капель. 6) Саша прошептала: «Я спрячусь за то дерево».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/gdz-5-klass/russkij-yazyk/15-5klass-razumovskaya?start=8

Короткие рассказы про весну

Весна! Весна! И всё ей радо!

Автор: Гоголь Николай Васильевич

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах.

Весна

Автор: Толстой Алексей Николаевич

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку.

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы. До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Лес и степь

Автор: Тургенев Иван Сергеевич

. Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие роши; от деревни бегут узкие дорожки. но далее, далее едете вы.

Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец, — безграничная, необозримая степь.

А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверкания мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом. А первые весенние дни, когда крутом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинах, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом из оврага в овраг клубятся потоки.

Пришла весна

Автор: Толстой Лев Николаевич

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.

Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на солнце таял снег. Вдруг потянуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна.

Степь весною

Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые, предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.

Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.

Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Детские годы Багрова-внука

(Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

. В середине великого поста наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Приближение весны в деревне произвело на меня необыкновенное, раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение. и следил за каждым шагом весны. Шире, длиннее становились грязные проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже показывалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Все замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался как победа!

Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в Грачевой роше. Скворцы и жаворонки тоже прилетели; и вот стала появляться настоящая птица, дичь, по выражению охотников.

Сколько волнений, сколько шумной радости!

Вода сильно прибыла. Река выступила из берегов, слилась с озером Грачевой рощи. Все берега были усыпаны всякого рода дичью; множество уток плавало по воде между верхушками затопленных кустов, а между тем беспрестанно проносились большие и малые стаи разной прилетной птицы; одни летели высоко, не останавливаясь, а другие низко, часто опускаясь на землю; одни стаи садились, другие поднимались, третьи перелетывали с места на место; крик, писк, свист наполняли воздух. Не зная, какая это летит или ходит птица, какое ее достоинство, какая из них пищит или свистит, я был поражен, обезумлен таким зрелищем. Я слушал, смотрел и тогда ничего не понимал, что вокруг меня происходит, только сердце то замирало, то стучало, как молоток; но зато после все представлялось, даже теперь представляется мне ясно и отчетливо, доставляло и доставляет неизъяснимое наслаждение.

Мало-помалу привык я к наступившей весне и к ее разнообразным явлениям, всегда новым, потрясающим и восхитительным; говорю привык, в том смысле, что уже не приходил в исступление.

Уже совсем весна

Автор: Чехов Антон Павлович

На улице совсем весна. Мостовые покрыты бурым месивом, на котором уже начинают обозначаться будущие тропинки; крыши и тротуары сухи; пол заборами сквозь гнилую прошлогоднюю траву пробивается нежная, молодая зелень.

В канавах, весело журча и пенясь, бежит грязная вода. Щепочки, соломинки, скорлупа подсолнухов быстро несутся по воде, кружатся и цепляются за грязную пену. Куда, куда плывут эти щепочки? Очень возможно, что из канавы попадут они в реку, из реки в море, из моря в океан.

Словарь родной природы

Автор: Паустовский Константин Георгиевич

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.

Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.

Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками — «черепками», сольется с лугов и полей.

Здравствуй, весна!

Соколов-микитов Иван Сергеевич

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов.

Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей.

Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу.

Звуки весны

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички—зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» — это тянет над утренним лесом вальдшнеп — лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты — дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.

Прекрасное время

Григорович Дмитрий Васильевич

Апрель идет к концу. Весна была ранняя. Снег сошел с полей. Зеленеют озими. Как хорошо в поле! Воздух наполнен песнями жаворонка. В ветках и стебельках движется свежий сок. Солнце греет чащу и поля. В лесу и овраге тают остатки снега. Жужжат жуки. Река вступила в свои берега. Прекрасное это время — весна!

На мартовском солнышке

Автор: Абрамов Федор Андреевич

В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую — приятно.

Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками, греются березки-ластовииы, греется лесная детвора — верба.

Дождались

Вот и опять весна. Не успел отыграть закат, как начал румяниться восток. По Пинеге густо, россыпью идет лес. Лобастые бревна, как большие рыбины, с глухим стуком долбят заново поставленный бон. Бон поскрипывает, вода хлюпает в каменистом горле перемычки:

«Эхэ-хэ-хэ-хэй!» Зычное эхо прокатилось по ночной Пинеге, выскочило на тот берег, аукая, по верхушкам сосняка.

По-летнему заиграло эхо. Снова дождались светлых дней!

***

И день не день, и ночь не ночь. Таинственно, прозрачно небо над безмолвной землей. Дремлют в окружении леса — темные, неподвижные. Не потухающая ни на минуту заря золотит их остроконечные пики на востоке.

Сон и явь путаются в глазах. Бредешь по селенью — и дома, и деревья будто зыбятся слепя, да и сам вдруг перестал ощущать тяжесть собственного тела, и тебе уже кажется, что ты не идешь, а плывешь над притихшей деревней.

Тихо, так тихо, что слышно, как, осыпаясь белым цветом, отдыхает под окном черемуха. От деревянного днища ведра, поднятого над колодцем, отделяется нехотя капля воды — гулким эхом откликается земная глубь. Из приоткрытых хлевов наплывает сладковатый запах молока, горечь солнца излучает избяное дерево, нагретое за день. Заслышав шаги, пошевелится под крышей голубь, воркнув спросонья, и тогда, медленно кружась, полетит на землю легкое перо, оставляя за собой в воздухе тоненькую струйку гнездовьего тепла.

Еще рассказы про весну:

Источник: http://astersoft.net/korotkie-rasskazy-pro-vesnu