Художественное описание картины кончаловского сирень

Картина Кончаловского «Сирень в корзине»: описание

Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах — на плетеном стуле, на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам. И еще не срезанная с кустов, и помещенная в различные вазы и емкости, и в любое время весеннего дня — сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива.

Полотна, рождающие поэзию

Этой необыкновенной красоте, которая льется с полотен П. Кончаловского (1876 – 1956), Александр Кушнер посвятил великолепный стих, который необходимо прочитать полностью, потому что он так же прекрасен, как цветы на различных полотнах художника, в том числе и на картине «Сирень в корзине»: «Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой перед взором предстанет сирень…» Все очень изысканно — и стихи, и картины, особенно если посмотреть ретроспективу или хотя бы несколько «сиреневых» полотен.

Как можно назвать эти цветы, прошедшие через все творчество художника? Красная линия, дело жизни, основная тема или символ творчества? Наверное, последнее определение подойдет больше всего, потому что из более чем полутора тысяч написанных Петром Петровичем картин при упоминании его имени перед глазами встают эти цвети, и особенно картина Кончаловского «Сирень в корзине».

Всегда желанная тема

Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах. Они все удивительно хороши, все в них разное – оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Это и подоконник, и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый. Часто художник изображает сирень на полу, наверное, для того чтобы подчеркнуть обилие срезанных веток. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно).

Наипопулярнейшее полотно

Но чаще всего упоминается именно картина Кончаловского «Сирень в корзине». Это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней — гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. А сейчас, пусть и в корзине, передают всю красоту окружающего мира. Кончаловский использовал в картине белый, сиреневый, лиловый, бордовый, голубой оттенки. Это многоцветье подчеркивает красоту весны, умиротворением наполняет душу.

Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени). Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза…» А ведь живописец со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество красивых цветов. Но любовь к сирени у Кончаловского — как любовь к Родине. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него – с сиренью.

Фантастическая реальность изображения

Россиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение. «Сирень в корзине» — очень благодатная тема, она развивает фантазию. На первый взгляд – просто цветочный натюрморт, а присмотреться – чего только не увидишь. Одни только упругие кисти, пойди, опиши. А цветовая гамма, а реалистичность изображения! Существует легенда, что Петр Кончаловский, зная, как естественно выглядят цветы на его полотнах, перед очередной экскурсией прикрепил к нарисованному букету живую ветку, и никто не обратил на шутку внимания, так естественно она вписалась в полотно.

«Ни веселая, ни печальная…»

«Сирень в корзине» Кончаловский писал в 1923, 1933, 1937, 1954 годах. А просто сирень, всякую, всевозможную, он рисовал всегда, каждый год, до самой своей смерти.

Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году. Очень хороший натюрморт – не задорный, не ликующий, но и не погребальный. Даже в 1941 году Кончаловский обращался к любимой теме, потому что, очевидно, сирень – это символ жизни, а может быть, даже победы. Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить…» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году «Сирень в корзине». Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе». Он утверждал, что в цветке есть все, что только существует в природе, но в более сложной, утонченной, изысканной форме.

Важные детали

Хочется отметить, что к самим корзинкам, как и другой таре для прекрасных срезанных веток, живописец тоже относился серьезно. Корзины в натюрмортах разные. В работе 1937 года она нежно-желтая, сплетенная из тонких веток, с ручкой: кажется, ее только принесли из сада и ненадолго поставили в прихожей. Букет 1933 года совсем в другой емкости: П. Кончаловский сирень в корзине разместил в надежной, крепкой, соответствующей мощному, богатому букету таре. Плетение у нее крупное, прутья широкие – она надежна, несмотря на сравнительно небольшой объем. Темный стол, темная корзина, густые тени, отбрасываемые букетом на стену, – все подчеркивает красоту букета, создает трехмерность пространства, как бы приближает букет к зрителю. Листья переливаются всеми оттенками зеленого и тоже усиливают выпуклость разноцветных гроздей.

Источник: http://fb.ru/article/177789/kartina-konchalovskogo-siren-v-korzine-opisanie

Первое сочинение

Для чего на свете существуют цветы? С их яркими или нежными красками и непередаваемым ароматом? Лучше всего ответ на этот вопрос знают художники: для того, чтобы наполнять сердца людей любовью и красотой, чтобы грусть и плохое настроение растворялись без следа при одном взгляде на нежные лепестки или тугие бутоны цветов.

Пышный букет сирени на холсте изображен мастерски. Переливы лилового, белого, сиреневого, красного, бордового и голубого цветов создают множество оттенков, местами напоминающих мягкое сияние розового жемчуга. Несмотря на то, что художник не стремился к тщательной проработке мелких деталей, картина смотрится реалистично, каждый маленький цветочек выразителен и находится на своем месте.

3. Сочинение: Петр Кончаловский — Сирень в корзине

Все богатство возможностей живописи демонстрирует для нас Петр Кончаловский своей картиной «Сирень в корзине». Представленный на ней букет поражает воображение зрителя яркостью и выразительностью. Это не единственное полотно с изображением сирени, Петр Петрович немало своих работ посвятил ей. Художник был большим любителем цветов и увлекался садоводством.

Среди художников первой половины ХХ века Петр Петрович Кончаловский выделялся особенным отношением к цветам, и часто мастерски изображал их на своих полотнах. Знаменитую «Сирень в корзине» он написал в 1933 году, сейчас она является экспонатом Третьяковской галереи в Москве.

Плетеная корзина с сиренью стоит на столе, она расположена в центре картины. В букете присутствуют ветви самых разных цветов: белые, розовые, фиолетовые и лиловые. Легкие и воздушные, они невероятно красивы.

Затерявшиеся среди сиреневых кистей листочки выглядят очень яркими, от букета веет свежестью. Похоже, его совсем недавно принесли из утреннего сада.

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник: http://uchim.org/sochineniya/po-kartine-konchalovskogo-siren-v-korzine
Данный урок проводится в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Цели урока. Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

    Объяснительный диктант.

    Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная.

  4. Укажите слова с суффиксами –оват-, -ист-, -еньк-.
  5. Назовите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку.
  6. Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский. Данный диктант нам в этом тоже поможет.
  7. Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

    • Что такое натюрморт?

    Словарно-орфографическая работа.

    Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

    Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

    Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

    — Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?

    — Созвучно ли настроение музыки и картины?

    — Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

    — Какого цвета, каких оттенков сирень?

    — С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

    — С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.

    — Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)

    Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

    — Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

    I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

    II. Чудесный букет сирени.

  8. Листья
  9. 1 Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок русского языка в 5 классе Подготовил: учитель русского языка Калеганова О.В.

    5 П.П.Кончаловский любил изображать цветы и делал это так, что кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. Важное место в творчестве занимает натюрморт.

    6 Что такое натюрморт? Натюрморт – от франц. натюр — природа + морт — мертвый. Буквально мертвая природа. Натюрморт – от франц. натюр — природа + морт — мертвый. Буквально мертвая природа. Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба. Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

    7 Художник говорил, что в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще.

    8 Кончаловский говорил: Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы. Особенно художник любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Особенно художник любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий.

    15 Составление плана сочинения I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов. I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов. II. Чудесный букет сирени. II. Чудесный букет сирени. Цвет Цвет Гроздья. Гроздья. Листья Листья Корзина Корзина III. В букете все живет, цветет и радуется. III. В букете все живет, цветет и радуется.

    19 Домашнее задание Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом. Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/553057/

    Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

    Ищите синонимы на sinonim.org . чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

    На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную корзину. На крупных соцветьях лилового, белого, красного и синего цветов играют лучи солнца, пышные гроздья выглядят особенно выразительно на неярком фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

    Букет на картине создает ощущение солнечного летнего утра, когда растения еще не полностью расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе теплые лучи солнца. Легкий серебристый налет утренней влаги окутывает каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки сирени качались среди яркой зелени и щебечущих птиц.

    Картина знаменитого русского художника, мастера натюрморта, П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» выделяется среди других полотен с изображением цветов. Известно, что автору картины очень нравились цветы, он с удовольствием рисовал их, а к сирени относился с обожанием. Множество работ художник посвятил именно ей, а данное произведение искусства выполнено с особой любовью.

    Листва, выглядывающая из цветочного облака, разбавляет розово-лиловую палитру цветов сирени и придает букету естественности. Ярко-зеленые, глянцевые, отражающие солнечный свет листья выглядят живыми, наверное, ветки срезали совсем недавно, или в корзине прячется невидимый нами кувшин с прохладной водой.

    Роскошные грозди сирени кажутся влажными и тяжелыми, они, как спелый виноград, низко склоняются над столом, на котором стоит корзина. Ее ивовые прутья как будто пытаются сдержать пышное великолепие сиреневой пены. Фон картины, состоящий из стола и стены, расположенной за ним, так же как и корзина, выполнен в холодных серо-коричневых тонах не случайно. Это подчеркивает яркость веток сирени, они выглядят по-настоящему живыми и осязаемыми на тусклом и невыразительном фоне.

    4. Короткое сочинение

    На меня картина произвела огромное впечатление. Кончаловский сравнивал свое творчество с музыкой: «Я пишу, как музыкант играет гаммы». Действительно, это полотно можно назвать песней, воспевающей красоту и гармонию окружающей нас природы.

    Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Художественное описание натюрмортра П.П. Кончаловского «Сирень»"

  10. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  11. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  12. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.
  13. Обозначьте безударную гласную в корне.
  14. Сообщение о художнике.

    Натюрморт – от франц. “натюр ” — природа + “морт ” — мертвый. Буквально “мертвая природа”.

    (Знакомство с натюрмортами художника).

    Беседа по картине.

    — Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень”, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.

    — Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.

    — Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.

    — Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)

    — Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)

    — Послушайте древнегреческую легенду о сирени.

    — Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

    Составление плана сочинения

    Вариант плана учитель может дать в готовом виде, но возможно и составление его вместе с учащимися на уроке. Примерный вариант плана может быть таким.

  15. Цвет
  16. Гроздья.
  17. Корзина
  18. III. “В букете все живет, цветет и радуется”.

    Выразительное чтение стихотворений о сирени.

    Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/310292/

    Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок русского языка в 5 классе Подготовил: учитель русского языка Калеганова О.В. — презентация

    Похожие презентации

    Презентация 5 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок русского языка в 5 классе Подготовил: учитель русского языка Калеганова О.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    2 Цель урока. дать понятие натюрморта; дать понятие натюрморта; познакомиться с творчеством художника; познакомиться с творчеством художника; подготовиться к художественному описанию картины; подготовиться к художественному описанию картины; использовать лексико- изобразительные средства. использовать лексико- изобразительные средства.

    3 Этапы работы: Рассказ о художнике. Рассказ о художнике. Беседа по картине. Беседа по картине. Проведение словарно- стилистической работы. Проведение словарно- стилистической работы. Составление плана. Составление плана. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений.

    4 Петр Петрович Кончаловский( г.г.) Родился в Славянске Харьковской губернии, учился в Рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюльена в Париже и в Петербургской Академии художеств. Жил в Москве. Был одним из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских «Свободных художественных мастерских». Награжден Сталинской премией первой степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. За 60 творческих лет создал около 2000 полотен.

    9 «Сирень в корзине»

    10 Беседа по картине. Беседа по картине. — Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского? — Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского? — Созвучно ли настроение музыки и картины? — Созвучно ли настроение музыки и картины? (Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.) (Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.) — Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? — Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? — Какого цвета, каких оттенков сирень? — Какого цвета, каких оттенков сирень? — С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки). — С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки). — Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь. — Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь. — Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.) — Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.) — Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.) — Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.) — С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь. — С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь. — Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.) — Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)

    11 Древнегреческая легенда о сирени Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда. Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

    12 Объяснительный диктант Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная. Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная. Задание: Задание: Укажите слова с суффиксами –оват-, -ист-, -еньк-. Укажите слова с суффиксами –оват-, -ист-, -еньк-. Назовите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку. Назовите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку. Обозначьте безударную гласную в корне. Обозначьте безударную гласную в корне.

    13 — Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: В этом букете все живет, цветет и радуется. Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: В этом букете все живет, цветет и радуется.

    14 Сам Кончаловский так сказал о своей картине: В этом букете все живет, цветет и радуется.

    16 Вс. Рождественский «Сирень» Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени. Встала радуга светлым венцом. И тяжелые гроздья сирени Наклонились над нашим крыльцом. Воздух полон прохлады и тени. Встала радуга светлым венцом. И тяжелые гроздья сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлебнувшее дремлющий сад. Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлебнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось Ветку тронешь – дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось Ветку тронешь – дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.

    17 М.Бекетова «Сирень» Вставал обыкновенный вешний день, Парил туман, заря траву косила, И вспыхнула лиловая сирень С какой-то неосознанною силой. Вставал обыкновенный вешний день, Парил туман, заря траву косила, И вспыхнула лиловая сирень С какой-то неосознанною силой. Она раскрылась робко, не спеша, Застенчиво и неохотно вроде, И вдруг пошла, пошла, пошла Смеяться и бурлить, как в половодье. Она раскрылась робко, не спеша, Застенчиво и неохотно вроде, И вдруг пошла, пошла, пошла Смеяться и бурлить, как в половодье.

    18 — Что общего вы находите в изображении сирени на картине и в стихотворениях? Художник передает красоту цветов при помощи красок, Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор — при помощи звуков, композитор — при помощи звуков, поэты в своих стихотворениях используют средства художественной выразительности. поэты в своих стихотворениях используют средства художественной выразительности.

    Несколько сочинений по картине «Сирень в корзине».

    «В этом букете все живет, цветет и радуется», ? это слова знаменитого русского художника П.П. Кончаловского о своей картине «Сирень в корзине». Признанный мастер натюрморта, он очень любил цветы, а сирень просто обожал и большое количество своих работ посвятил именно ей.

    Этот букет ? посланник цветущих садов ? призван напоминать людям о красоте природы, о самых удивительных и запоминающихся моментах нашей жизни.

    2. Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 класс

    Эта картина произвела на меня огромное впечатление. Букет на ней состоит из душистой живой сирени, кажется, что веточки источают нежный аромат, напоминающий о свежем весеннем ветерке. Когда сморишь на холст, поднимается настроение, и кажется, что за окном весна, ярко светит солнце и впереди длинные каникулы.

    Большие пышные ветви сирени стоят на столе, в простой грубой корзине, сплетенной из прутьев. Свежая зелень листьев говорит о том, что срезали веточки совсем недавно. Мелкие цветки сплелись между собой лепестками и спелыми гроздьями свисают вниз. Цветочки распустились еще не все, можно увидеть крошечные бутоны. Букет обретет еще более роскошный вид, когда они расцветут. Нет сомнений, среди массы цветков есть имеющий пять лепестков, тот самый, исполняющий желания! Как жаль, что нельзя его отыскать на картине!

    Любоваться на букет, изображенный на полотне, можно бесконечно. Глядя на композицию из белых, лиловых, розовых и голубых соцветий, дополненных изумрудно-зелеными листьями, можно почувствовать легкий, едва ощутимый запах свежей сирени, согретой теплыми лучами солнца.

    Яркие и сочные краски холста завораживают зрителей, вызывают в воображении картины солнечных весенних дней. Хочется прикоснуться к этим чудесным ветвям, чтобы окунуться в дурманящую атмосферу весеннего утра и вдохнуть необыкновенный аромат весенних цветов.

    Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс

    Сочинение-описание по картине Кончаловского «Сирень»

    ЦЕЛИ урока:

    1. Образовательные. 1. Развивать умение составлять связный текст о сюжете

    картины, при помощи учителя — план рассказа-описания.

    2. Обогащать активный словарь учеников описательной лексикой

    памяти.

    2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

    ХОД УРОКА.

    1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    1. Введение в тему урока.

    ЦЕЛЬ: Мотивировать учащихся на творческую работу.

    — Сегодня мы будем писать сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».

    — Запишите в тетради число, тему урока. Сядьте удобнее. Я вам расскажу о художнике.

    П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что когда мы смотрим на картину, то кажется будто цветы сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой запах – АРОМАТ.

    Любимые цветы художника – сирень. Букеты сирени он рисовал на протяжении всей своей жизни. Огромные пышные кисти белой и лиловой сирени на его картинах дышат свежестью только что срезанных влажных цветов. (СЛАЙДЫ 2-3)

    2. Первичное восприятие картины.

    ЦЕЛЬ: Знакомство с картиной. Развитие зрительного и слухового анализатора.

    — Посмотрите как выглядит сирень на фотографиях и картинах мастеров. Пока вы рассматриваете картину, я вам прочитаю стихотворение Р.Рождественского «Сирень». (СЛАЙДЫ 4-13, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”).

    Хорошо на весеннем просторе

    По откосу сбежать наугад,

    Окунуться в душистое море,

    Захлестнувшее дремлющий сад!

    Сколько белых и темно-лиловых

    Вдоль ограды кустов разрослось!

    Ветку тронешь — дождём лепестковым

    Осыпается мокрая гроздь.

    В легкой капельке, свежей и чистой,

    Отразился сверкающий день,

    И в саду каждой веткой росистой

    Торжествующе пахнет сирень!

    — И художник, и поэт изобразили один и тот же предмет-сирень. При этом каждый использовал свои средства. Художник – краски, поэт – слова и выражения.

    Описание поэта мы представляем, а описание художника – видим, но каждый их них передал свое отношение к прекрасному цветку – сирени.

    Сегодня мы с вами — писатели. С помощью своих слов мы тоже будем описывать сирень.

    3. Рассматривание картины П.Кончаловского «Сирень». Беседа по картине. Детализация восприятия. (Опорные слова для ответов висят на доске).

    ЦЕЛЬ: Развитие описательной стороны речи, внимания. Развитие аналитико- синтетических функций.

    — Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень”. (СЛАЙД 14, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.)

    Источник: http://worldofteacher.com/7489-sochinenie-opisanie-po-kartine-konchalovskogo-siren.html

    Предметный каталог

    Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс .

    — подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень»;

    — научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет;

    — закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;

    — введение новых слов в активный словарь школьников.

    Оборудование. портрет П.П.Кончаловского; репродукция натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень», репродукции других натюрмортов художника, фотографии разных видов сирени, компьютер.

    Предварительная словарно-стилистическая работа :

  19. Заранее на одном из уроков русского языка производится запись слов и словосочетаний на тему «Сирень»: подбор прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, запах сирени.
  20. Индивидуальное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова натюрморт.
  21. Оргмомент. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине П.П.Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён наш урок и что изображено на картине художника.
  22. Благоухает и манит,

    Цветами нежными дарит,

    Протянешь руку за плетень —

    И в ней окажется …

    (сирень)

    Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.

    Родина сирени — Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16

    веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее

    выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала

    весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был

    неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники

    любили изображать сирень. Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.

    П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский», — писал Вс.Иванов. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». Посмотрите на эти работы художника (приложение 1)

  23. Проверка индивидуального задания .
  24. (приложение 2)

  25. Беседа по картине «Сирень».

— Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».

— Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

— Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

— Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

— Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

— Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

— Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

— Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Не совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени) Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все лепесточки сирени. Ему важен целостный образ букета.

— Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)

— Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья освещены по-разному: вверху слева листья светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные)

— Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).

-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная… (дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная)

— В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

— На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

— Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами. Послушайте прекрасные строки, посвящённые этим цветам.

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый — сиреневый день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

Торжествующе пахнет сирень.

Всеволод Рождественский

— Какие словосочетания употребляют поэты для описания сирени?

Вывод. И художник, и поэты изображают один о тот же предмет – сирень. Каждый из них использует различные художественные средства: художник – краски, рисунок, а поэт – слово. Сирень художника мы видим, а сирень поэта – слышим и представляем кисти сирени и её благоухание.

Такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.

  • Составление плана сочинения.
  • Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.
  • Основная часть.
  • Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.
  • Корзина. Фон натюрморта.
  • Заключение. Впечатление от натюрморта.
  • Составление черновиков сочинения.
  • Д/з. Написать сочинение, используя материалы урока.
  • Источник: http://www.openclass.ru/node/251889

    Конспект урока по развитию речи в 5 классе по картине художника П.П. Кончаловского "Сирень" (с привлечением пьесы П. Чайковского "Фея Сирени").

    Конспект урока по развитию речи в 5 классе по картине художника

    П.П. Кончаловского «Сирень»

    (с привлечением пьесы П.Чайковского

    «Фея Сирени»).

    Автор: Долгова Галина Александровна

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Награды: Почетный работник общего образования России,

    ветеран труда.

    2012 год.

    Цель урока:

    1. Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал художник П. Кончаловский.

    2. Пьеса П.И.Чайковского «Фея Сирени».

    Ход урока:

    1. Рассматривают картину и слушают музыку. Какие чувства вызвала у вас эта картина?

    Радостные чувства, очарование, потому что мы видим красоту мира природы, красоту этого чудного букета, красоту летнего сада.

    2. Ребята, а какие чувства передает музыка?

    Слово учителя:

    Называется это произведение очень красиво – «Фея Сирени». Скромная ветка сирени была царицей его души. Так же, как и у Кончаловского, сирень была его любимым цветком. Оказывается, об одном и том же, например, цветах сирени, можно рассказывать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. Композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.

    Пьеса «Фея Сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «видим», как склоняют головы душистые тяжелые гроздья, еще мокрые от ночной росы. Мы чувствуем свежесть и прохладу солнечного утра, вместе с композитором дышим и не можем надышаться медвяным запахом сада.

    Музыка, как и картина Кончаловского, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.

    Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изобразил на картине П. Кончаловский.

    Рассматривание картины и повторное слушание музыки.

    Работа по картине. Подбор языкового материала.

    1. Как вы думаете, какое место изображено на картине? Опишите сад, время.

    Сад: майский, утренний, огромный, благоухающий, пронизанный лучами ласкового солнца.

    2. Представим, что мы в той комнате, где стоит этот букет, у того же открытого окна. Немножко воображения, и мы почувствуем те запахи сада, которые буквально врываются из сада.

    Воздух в саду. сырой, бодрящий, ароматный, чистый, свежий, прозрачный, утренний.

    3. Но, благодаря своему воображению и музыке Чайковского, мы может не только почувствовать воздух в саду, но и услышать звуки сада.

    Звуки сада: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, легкая мелодия просыпающегося сада.

    4. Мы работали над вторым планом картины. Что находится в центре натюрморта? Сумел ли художник показать, что сирень свежая, только что срезанная?

    Сирень: ветви мощные, нарядные; гроздья крупные, свежие, еще влажные от росы, нарядные нежно-голубые, бардовые, белые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен лучами восходящего солнца, пушистый, бархатный. Цветочки хрупкие, крошечные, милые.

    5. Вспомним с вами лето, вообразим, что мы вот-вот в сторонке от этого чудного букета. А по всей комнате – чарующий аромат сирени.

    Аромат сирени: медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный.

    6. Что вы можете сказать об отношении художника к природе?

    Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней.

    7. Возникают ли у вас какие-либо желания, когда вы смотрите на картину?

    На душе становится легко и тепло, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат. Или хочется выскочить в этот тенистый сад и бежать по этой дорожке, которая, быть может, выведет к озеру.

    Напоминаю, что вам нужно не только описать картину, но и передать в сочинении свои чувства, то, что мы «слышим», ведь озвучить картину нам помогает чудесная музыка великого композитора.

    8. Перед вашими глазами рабочие материалы, опираясь на которые вам необходимо самостоятельно составить план сочинения (работа в черновиках, затем проверка).

    Примерный план сочинения:

    1. Время и место изображенного.

    2. Майский сад.

    3. Воздух в саду. Звуки сада.

    4. Великолепный букет.

    5. Чарующий аромат сирени.

    6. Восхищение художника.

    7. Мое впечатление от картины.

    9. Начало работы над сочинением.

    Я знаю, как трудно бывает начать сочинение, поэтому я помогу вам первой фразой:

    «Я смотрю на картину П.П. Кончаловского «Сирень» и слушаю музыку П.И.Чайковского. Мне кажется, будто я попадаю в…(и вижу)…).

    Договоримся, что вы начнете так свое сочинение при условии, если не сможете начать по-своему.

    10. Написание работы в черновиках под тихую музыку Чайковского.

    11. Обсуждение черновых вариантов работы.

    1. Л.А. Ходякова. Сочинения по картине в 5-ом классе: методическое пособие/ Л.А. Ходякова, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М. АСТ: Астрель, 2007. – (Библиотека учителя русского языка).

    Источник: http://www.uchmet.ru/library/material/141161/