Окружающий мир лекарственные растения календула

?????, 17 ???? 2013 ?. 14:30 + ? ????????

???????? ???????? ?????????

????? ????????? ????? ?????? ???????? ??????? ?????????. ????? ??? ???????????? ????????, ??????????? ? ????????????? ????????. ??? ????????? ???? ????????, ??????? ??????, ????????????? ????? ? ????????? ?????. ????? ??????? ??? ?????? ? ????? ??? ????? ??? ?????? ?????????.

????????????? ?????? ???????? ????????? ????????. ?????? ???????? ???????? ??? ????, ?? ???? ????????? ?? ????? ???????? ????????? ??????? ? ?????????? ??????. ??????? ????? ??????? ???????? ????? ???? 2?5 ????; ?? ???? ???????? ?? 10 ?? 20 ??????. ??????? ???????? ? ????????? ?????????, ?????????? ?? ??? ????????? ??????. ????? ?????????? ????? ????? (?? ????? 4 ?????) ????? ? ??????????? ?????? ??? ? ????????, ????? ?????????????. ??? ????? ? ??????? ??????????? ? ??? ?? ?????? ????????? 40?45 ??. ????? ???????????, ????? ???????? ??????????? ??? ?????? ??????? ???????. ??????? ?????? ?????? ?? ????? 1 ????.

????????? ????????????? (???????) Calendula officinalis L.

??????-????? ? ?????? ????? ??????? ???????. ??????? ??? ?????????, ?????? ??? ??? ?? ?????? ? ???????????. ????? ?? ?????, ?????????? ?? ????????? ?????? ???-?????? ?????????. ?????? ???????? ????, ??? ????????? ???????, ??????? ????? ?? ??????????, ?? ????????, ? ????????? ?????????. ???? ????? ???????? ? ???????? (??? ??? ??), ? ? ?????? ??????? ????? ?? ???. ?????? ??????? ???????? ??????, ???????? ????? ???? ? ??????. ??????? ????? ????, ? ??? ????????????, ??? ???????, ?????? ????? ? ??????? ???????? ????? ?????? ??????? ? ????? ???? ??? ????? ???????? ???????. ????????? ??? ???????. ????? ?? ??? ????? ?????????? ??????, ??????? ???? ??????? ????????. ? ????? ??????-??????? ????? ?? ?????? ????????, ? ????? ? ??????? ??????-??????? ?? ????? ???? ????.

???????, ??-????????? marigold «?????? ?????», ????????? ?????????? ? ????? ???? ?????. ?? ???????? ?????? ?????? ?????????. ???? ?????? ????? ??????????? ? ????????? ??????? (?????? ?????? ??? ???????? ? ???????? ? «?????? ????????? ????») ? ????????????? ??????????? ? ?????? ??????. ? ???-????????? ?????? ???????, ??? ???? ??? ???????? ???????? ?? ???????, ??? ???????? ????????, ???? ?????? ??? ?????? ?? ????? ??????? ???????. ? ????? ??????? ????????????? ?????? ?????; ??? «?????? 10 000 ???». ? ???????? ?? ????????? ??????? ??????. ? ??????? ????? ?? ????????? ????? ???????? ? ???????? ??? ?????? ??????. ????????? ???????? ?????? «??????? ????» ??-?? ????????? ?????? ?????????????? ?? ???????.

? ????????? ??????? ????????? ??????? ??????? ??????????. ????????, ??? ??? ??????? ? ??????? ?????????, ?? ?????? ????????? ???????????? ????? ?????. ? ?????? ???????, ? ????????? ??????? ?????????? ?????? ??????? ????? ??????? ? ????? ??????? ?????. ? ?????????, ??????? ?????????? ????????? ???????? ? ????????. ? ? ??????? ?? ????? ??????? ????????? ??? ? ??????, ??? ??? ???????????? ?? ?????? 1 ??????, ? ????, ????????? ?? ???? ???? ??????, ? ????? ??????, ??? ????????? ?????? ? ????????? ???????????? ??? ???????? ?????? ??? ??????????.

????????? ???????? ??????? ?????????. ?????? ? ?????????????? ?????? ?? ?????????? ? ? ??????? ?????????????? ??? ????????? ??? ???????????? ?????, ????, ?????, ?????????.

?????????? ?????? ????????? ????? ????? ???????????? ????????? ??????????. ? ?? ????????? ????????? ?????????? ???????????. ???????? ?????? ????????????? ???? ?????????? ????? ?????????. ????? ????, ? ??????? ???????? ?????????? ?????, ?????, ???????????? ??????? (???????? ? ????? ???????????), ????????? ??????? ????????, ??????? ?. ????? ????, ????????? ????? ???????? ???????? ???????, ?????? ??? ????????? ????????? ? ???????????? ???????. ? ??????? ????????? ?????????? ?????? ?????, ?????????.

? ???????? ???????? ?????? ???????? ?????????? ????????? ??? ???????????? ?????? ? ???????? ??????, ?????????, ??? ??????? ???????, ?????? ? ??????? ??????, ?????, ??????????, ????????? ???????, ????????, ??????. ??????? ? ??? ???????, ???????? ? ??????? ??????? ???????. ? ??????? ????????? ???????????? ??????? ??? ?????????? ?, ??????????, ??????????? ?? ???????? ???????? ???????????, ????????????????, ?????????????????, ??????????????? ????????, ??????? ?????, ?????????? ??????????????? ?????????, ????????, ????????? ????? ??????????.

? ????????? ?????????? ????? ????????? ?????????????, ??? ???? (Zn), ?????????? ?? ?????????? ???????????????? ??????? ?????, ???? ? ?????????; ???? (??), ??????????? ??? ??????? ?????????????? ?????????; ???????? (??), ???????? ??? ?????, ??? ??? ??????????? ????; ????? (Se), ?????????? ?????????????? ????????? ? ???????????? ???????? ?? ????????-?????????? ???????.

???????? ??????? ? ??????????

????????? ? ???????????

??? ?????? ????????? ???????????? ????????????? ??????:

??????? ????? ?? 2 ?????? ?????? ????????? ? 1 ????? ???????. 1 ???????? ????? ????? ?????? 0,5 ? ???????. ?????????? 30 ?????, ?????????. ???? ?? 0,3 ??????? 4-5 ??? ? ???? ? ??????????? ????? ???????? ???? ? ??????? 7-9 ??????.

????????? ??? ?????.

???????????? ????????? ???????? ?????????, ??????????? ????? ? ??????????? 1:3. ????????? ???????? ??????? ??????? ????????? ? ???????? ? ??????????? ?? ??????? ???? ?? ?????????? ???? ? ???? ?????????. ????????? ????? ????????? ?????????, ???? ???? ????? ?? ?????????????. ???? ????? ????? ??????? ?? ?????, ??????? ??????? ??????????.

????????? ????????? ????: ?????? ???????? ???????????? ? 10 ?, ?????? ????? ? 10 ?, ?????? ????? ? 10 ?, ????? ???????? ? 20 ?, ?????? ????????? ? 15 ?, ???? ????????? ? 5 ?. 1 ???????? ????? ????? ?????? 0,5 ? ???????, ???????? 1 ???. ??????? ? ???? ?????????? 3 ???? ? ???? ?? 50-100 ??.

??? ?????????? ????? ????? ????? ????????? 70%-??? ????????? ???????? ????????? ?? ??????? 1 ?????? ????? ?? ?????? ????.

???????? ?????????, ?????? ??????????? ????????, ????? ?????? ??????? ? ????? ???????. ???? ???????? ????? ????? ?????? 1 ???????? ????, ???????? ?? ?????? ???? (????? ? ?? ??????? ????) ? ??????? 10-15 ?????, ???? ??????????, ?????????. ????????? ????? ?????? ??????? ????? ?????? 2 ????. ???? ?? ????? ????? ????????? ? ?????? ?? 1 ???????? ????? 3-4 ???? ? ????.

????????? ??? ???????????? ?????? ? ?????????????? ?????.

??? ????????

????? ???? ??? ?????? ????????? ? 4 ???? ? ????, ??? ? ???????? ???. ????? ?? 10 ? ??????? ????????? ? ???????????? ?????????, ????? ????????, ?? 5 ? ??????? ???????, ????? ???????, ????? ??????? ? ???? ???????. 4 ??. ????? ?????

?????? 500 ?? ???????? ???? ?? ????, ????? ??????????? 5 ?????, ?????????? 20 ????? ? ???? ?? 1/2 ??????? 3 ???? ? ???? ?? ??????? ?? ???. ???? ? ????? ???????????? ???????????? ????????? ??? ????????.

????????? ??? ?????????

?????? ??????? ????????? (2 ???????? ????? ?? ?????? ???????) ????????? ? ???? ???????? ??? ???????? ?????? ???? ?????, ??? ???????. ????????? ?????? ????? ?????? 2-3 ????, ?? ????? ?? ?????????.

???????? ????????? (Tinctura Calendu1ae). ????????? (?? 70 ????????? ??????) ???????? (1:10) ??????? ? ????????? ????????. ?????????? ???????? ??????? ?????. ??? ???????????? ???????? 1 ?????? ????? ? ??????? ????. ??? ??????????? ???????? ????????? ?? 10—20 ?????? ?? ?????.

?????? ??????? ????????? (Infusum Calendulae). 2 ???????? ????? ??????? ????????? ???????? ? ????????????? ??????, ???????? 200 ?? (1 ??????) ??????? ????????? ????, ??????a?? ??????? ? ????????? ? ??????? ???? (?? ??????? ????) ??? ?????? ??????????? 15 ?????, ????????? ? ??????? 45 ????? ??? ????????? ???????????, ???????????, ?????????? ????? ????????. ????? ??????????? ?????? ??????? ????????? ????? ?? 200 ??. ?????????????? ?????? ?????? ? ?????????? ????? ?? ????? 2 ?????. ????????? ?????? ????????? ??????? ? ?????? ???? ?? 1-2 ???????? ????? 3-4 ???? ? ????.

?? ????????????? ???????? ????????? ? ?????????? ???????, ??????????? ?????????????? ?????????, ????????? ??? ????????? ???? ??????. ? ????? ????????? ????????? ?????????????? ???, ??????? ????, ?????????? ?????, ?????????, ????? ????????, ????????? ????????, ??????????? ?????????, ?????, ???????? ???????, ???????? ?????, ?????? ???????, ?????????, ????? ??????? ? ????? ?????.

http://house-dacha.ru/tsvetyi/kalen. e-svoystva.html

http://myfhology.info/planta/nogotki.html

http://www.inflora.ru/directory/medicinal-plants/calendula.html

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post283875266

Пояснительная записка

Преподаватель Шевченко Галина Валерьевна

Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)

Раздел «Ты и твоё здоровье»

Развивающая:

? развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса

? развитие творческих способностей младших школьников

? формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками

Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда.

Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.

Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.

«Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)

Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.

Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).

Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня. </SPAN>

Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html

Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343

Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html

Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477

Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/

Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html

Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/

Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html </SPAN>

Ход урока:

? Бледная поганка, подберёзовик, бледная поганка – это всё ядовитые грибы.

? У борщевика ядовиты плоды

Есть в травах и цветах

М. Рязанов

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.

(слайды 5-7)

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений </SPAN>

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>5. Работа в группах. Работа с материалом энциклопедии «Домашний доктор». Рассматривание гербария лекарственных растений у каждой группы своё растение. После ознакомительного чтения от каждой группы один учащийся выходит к доске и показывает растение, рассказывает или читает информацию о нём (зависит от уровня подготовленности класса)

Дуб.

Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен.

Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца.

Календула.

Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.

Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний.

Шиповник

Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле </SPAN>

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>6.Словарная работа. Упражнение в чтении названий лекарственных растений (чтение по слогам, постановка ударения). Выделение орфограмм в правописании слов.

Шиповник.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Окатит тебя он душистым дождем.

Источник: http://pedsovet.su/load/241-1-0-1749

Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс

Тема урока « Лекарственные растения»

? формирование умения работать в группе сверстников.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №1 ст.Полтавская Краснодарского края

Тип урока: урок изучения нового.

Средства обучения: презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.

Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)

Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.

Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.

Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>Ресурсы

Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/

Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html

Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/

http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm

Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article

Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/

Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html

Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/

Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/

Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml

Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/

Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253

http://www.photosight.ru/photos/1255887/

Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm

Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей групповой работы. Ознакомление с раздаточным материалом.

3. Проверка домашнего задания в виде теста. (слайды 2-3)

Прочитать вопросы и ответить «да» или «нет»

? Осторожность надо соблюдать даже при общении с домашними животными.

? Чтобы не заболеть гриппом, можно заранее сделать прививку.

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>1

Так сладостно дышать,

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

(слайды 8-13 )

Душица

Чистотел.

(слайд 14) </SPAN>

<SPAN style=»FONT-SIZE: 10pt»>7. Литературная страничка. Чтение произведений кубанских поэтов о лекарственных растениях. (слайд 15)

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

Вложила она голубую росинку.

????????????? ????????: ?????????. ???????? ????????

???????? ???????? ????????? ???????? ? ?????????. ?? ???????????? ??? ??????? ????????? ???????????? ?????? ????????, ? ????? ??? ?????????? ???????????? ???. ??? ????? ???? ???????, ??? ???????? ???????? ???????? ???. ? ??? ? ??????????? ???? ??? ??????????? ???? ? ??????? ????????. ?????????? ????????? ??? ??????? ??????? ???????? ?????? ????????? ??????????????.

?????? ???? ?????? ?? ??? ????? ???????? ??????????. ?????? ??????????? ????????? ? ?????????, ???????? ????????, ???????????? ? ???????????.

????????? ????????????? (???????) (calendula officinal is L.) — ?????????? ??????????? ???????? ?? ????????? ?????????????, ??????????? ?????? 40?60 ??. ??????? ?????????, ??????????????, ?????????. ?????? ?????????, ?????? ?????????-?????? ??? ?????????, ????????? ?? ???????? ??????? ? ??????????? ???????? ????????? 3 ? 5 ??. ????? ?????? ? ?????????, ?????? ??? ????, ??????? ? ????, ?????? ????????? ? ???????.

?????? ???????? ? ??????????? ? ????? ?????? ? ??????? ????. ? ?????? ?????????????? ??? ???????????? ? ????????????? ????????. ?????? ???????? ??????, ?? ? ????? ???? ?? ?????????? ?????? ????? ?? ???????????.

????????? ?????? ?????? ?? ???????, ????????, ????????? ??????.

????????? ? ?????????

???????? ?? ??????????????? ?????????? Calendal ? ??????? ??? ??????? ?????? ? ??????; ????????? officinalis ? ?????????????.

??????? ???????? ??????? ????????? ??????.

????? ???????????? ?? ?????? ? ???????? ?????????????? ????????. ?? ????????? ? ????, ??????? ????????. ????????, ??? ???????? ?????, ? ??????? ????? ?. ???? ? ??????????? ??????, ????? ?????? ?????????. ?? ??????? ??????? ? ?????? ? ??????? ???? ?????? ? ?????.

????????? ???????? ?????? ??????????? ?????????????? ?????????? ? ????????? ?????? ????????????, ???????? ????????????? ? ?????????????. ????????? ?? ??? ????????? ??? ??????? ??????, ???????????? ??? ? ??????, ??? ?????????? ????? ??? ?????? ? ??????? ??? ??? ?????????.

? ???????????????? ???????? ????????? ????????? ??? ??????? ?????? ????? ????? ? ????????? (????????????); ? ???????????????? ??????? ? ??? ????????????? ????????. ??? ?????????? ?????? ??????? ????? 3 ???????? ????? ???????????? ??????? ? ???????? ????????? ? ?????? ?? ? 1 ????? ????, ???? ?? ????????? 0,5 ?????. ???? ?? 1/2 ??????? ??? ???? ? ???? ?? ???.

?????? ????????? ?????

????????? ??? ????.

??? ??????? ???????, ?????? ??????

??? ??????? ????? ??????? ????????? ??????: 2 ???????? ????? ?????? ??????? ????????? ?????? 50 ?? 70%-???? ??????, 40 ?? ???? ? 30 ?? ?????????. ???????? ? ??????? 2 ????? ? ?????? ?????. ???????? ????? ??????????? 5 ? ??????? ?????? ??????? ? 3 ?? ?????????. ????????? ?????????? ????? 2-3 ???? ? ????.

????????? ?? ????????

????????? ??? ??????, ??????, ???????? ??????????

???? ???????? ????? ????? ???????? ????????? ????????????? ?? 1 ?????? ???????. ??????????, ??????, 1 ???, ?????????. ????????? ??? 2-3 ???? ? ????.

??????? ?????????? ? ????????????

??? ???????? ???????? ????????? ????????? ???????????? ? ????????????????? ???????? ??? ???????? ??????? ??? (????????? ? ?????, ?????????, ??????, ?????????????-?????????????? ????? ???????????). ??????????? ?????????? ????????, ??? ???????? ???????? ??????? ??? ?????? ????????? ???????? ????????? (l ?????? ????? ?? ?????? ????) ?? ? ????? ???????? ?????? ??????, ???????????? ??????, ??????? ????????? ????????????? ????????? ?????????, ? ?????????????? ???????? ??????? ??????? ??????? ??????????, ????????? ??? ?????????? ????????? ?? ???????? ????????, ?????????????? ?????, ?????????????? ?????????? ???????? ?????, ??? ??????????? ???????????? ? ??????? ????????? ???????? ?????????? ????????????, ???????????, ?????????? ???????????????????? ???????????. ???????? ??????? ??????????????? ?????? ?????????? ??? ??????????? ??????? (???????????????, ????????????). ?????????? ????????? ????????? ??????????? ??? ??????? ???????????, ? ? ????????? ? ????????????????? ??????????? ? ????????????? ? ??? ??????? ??????.

????????? ??? ???????????? ????? ? ???????? ??????.

??? ??????? ? ????????????

??? ??????????? ?????????????? ???????????? ????? ? ????????????? ????? ????????? ????????? ????: ?????? ????????? ? 20 ?, ???? ??????? ? 10 ?, ?????? ????????? ? 15 ?, ?????? ?????????????? ? 20 ?, ????? ??????? ? 10 ?, ????? ????? ? 10 ?, ???? ?????? ? 15 ?.

????????? ??? ?????

????? ?? ?????????? ????? ?? ???????? ???????, ?????????? ???????? ?? ???? ??????? ????, ????????? ? ????????? ???????? ?????????.

??? ???? ??????? ????????? ?????? ?? 1/2 ??????? 3 ???? ? ???? ?? ???.

??? ?????????????? ?????? ???? ???????? ? ??????? ????????? ??????? ??????????? ???????? ??????: ??????? ???????? ????????? ? ??????? ??????????? ??????? ? ??????????? 2,5:1. ??? ???????????? ?????? ???? ??????, ????????? ?? 0,25 ? ??????? ???????? ????????? ? 0,1 ? ??????? ??????????? ???????.

??? ????????? ???????? ??????? ?????????, ????????????????? ? ???????? ??????????

1 ???????? ????? (?????, ??????) ?????? ???????? ???????. ?????????? ?? ??????????, ?????????. ? ??????? ??? ?????? 2-3 ???????. ???? ?? 0,5 ??????? 4-6 ??? ? ??????????? ????? ???????? ????.

???????? ?????????

???? ?? ??????? ? ??????? ?????????

????????? ???????? ????????? ???????? ??????????????? ?????????, ??????? ??????? ???, ???, ???????? ???????, ????? ?? ??????????, ???????? ?????.

?????? ???????????? ??? ??????? ??????, ???, ????????? ???????, ?????????, ??????????? ?????????? ??? ???? ?? ?????? ??????? ? ??????? ?????????:

50 ? ?????? ?????? ?????????, 150 ? ?????? ???????, 150 ?? ??????. ????? ? ?????? ????? ??????????, ?????? ???????, ?????? ???????. ????? 12 ????? ??????? ? 1 ?? ??????????? ????? ? ????????? ?? 5-6 ????? ? ?????? ?????.

?????? ????????? ?????????? ??? ??????? ?????? ? ? ????? ????? ?????? ?????? (1:10) ????????? ? ?????? ?????? ? 3%-??? ????????? ?????? ???????.

???????????????? ?????????

?? ? ??????? ????????? ???? ? ????????????????. ???????? ????????? ????? ???????????? ??? ????????????, ????? ???? ??????????? ??? ????? ? ?????????? ????????? ? ?????????????? ????????????????. ????? ??????????? ????????? ?????????? ???????? ???????????? ???????????.

?????????????? ????????? ? ?????????? ??????????? ????? ????? ???? ????????????? ??????. ? ?????????, ?????? ???????? ????????? ? ????????????? ? ??????? ???????????, ??????????? ????????????? ?????????.

http://rus-herbs.ru/kalendula.html

Доклад: Календула лекарственная

Тип: доклад Добавлен 19:11:13 15 июля 2004 Похожие работы

Просмотров: 4224 Комментариев: 6 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5 Скачать

Календула лекарственная

Calendula officinalis L.

Ботаническое описание

Однолетнее травянистое, со своеобразным запахом растение семейства астровых. Стебель разветвленный высотой до 90см. Корень стержневой, ветвистый. Листья очередные, нижние— продолговато-яйцевидные, с черешками, верхние— продолговатые или ланцетовидные, сидячие. Соцветия— корзинки, одиночные, достигающие 3—8см в диаметре, расположенные на концах стеблей и ответвлений; краевые цветки— язычковые, оранжевые или желтые, пестичные; внутренние— трубчатые, красноватые, тычиночные. Плоды— семянки разной формы и величины: серповидные или дугообразные, удлиненные. Масса 1000 семян— 7—15г.

Распространение

В диком виде календула произрастает в Южной Америке, в странах Средиземноморья и ближнего Востока. На Украине встречается как лекарственное растение в специализированных совхозах и опытных станциях или как декоративное повсеместно на юге Украины.

Медицинское значение

Спрос аптечной сети и медицинской промышленности на это популярное лекарственное сырье не удовлетворяется. Цветочные корзинки содержат до 3% каротиноидов: каротин, цитраксантин, ликопин, киалоксантин, рубиксантин, флавохром идр.; эфирное масло— около 0,01%, кислоты: яблочная, пентадециловая и салициловая— 6—8%; слизи— до 4%, смолы— около 3,4%, горечи до 10%, дубильные вещества— 6,1%; фитонциды, флавоноиды, сапонины, гликозид календулозид, тритерпедиолы и небольшое количество алкалоидов.

Соцветия календулы и лекарственные препараты из них обладают широким спектром действия и применяются как и официальной медицине, так и в народной. Они обладают бактерицидными, ранозаживляющими, противовоспалительными, гипотензивными, кардиотоническими и седативными свойствами. В виде настоя (10:200) применяется при ангине, воспалительных заболеваниях полости рта, а также и как спазмолитическое, желчегонное и ранозаживляющее средство при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, колитах, энтероколитах, заболеваниях печени и желчных путей. Принимают по 2—3 столовые ложки 3 раза в день за 30 минут до еды.

В гинекологической практике лечат путем спринцевания эрозию шейки матки и трихомонадный кольпит.

Ванночки и микроклизмы делают при проктитах, парапроктитах и трещинах заднего прохода. Для лечения глаз (при блефаритах, коньюнктивитах и «ячмене») используют настой или настойку (1 чайная ложка настойки на стакан кипяченой воды) в виде компрессов и ванночек. При полоскании рта и горла, микроклизм и спринцеваний лучше использовать настой цветков. Для спринцеваний настой разводят в кипяченой воде в соотношении 1:5.

Эффективны препараты ноготков при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, сопровождающихся сердцебиением, бессонницей, гипертензией. Настой принимают по 2—3 соловые ложки 3 раза в день до еды.

Настойка календулы готовится на 70% спирте из цветков и цветочных корзинок (1:10) и рекомендуется по 10—20 капель на прием 2—3 раза в день. Для наружного применения настойка не разбавляется. Препарат «Колефлон» представляет собой очищенный экстракт из цветков календулы, его применяют для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического гастрита в фазе обострения. Мазь «Календула» назначается при порезах, ожогах.

Ноготки входят в состав многих лекарственных сборов. Широко используются для приготовления косметических мазей. В народной медицине календула используется для лечения бронхита, рахита, мочекаменной болезни, дерматитов, экзем и труднозаживающих ран.

Лекарственным сырьем являются высушенные цветочные корзинки и язычковые цветки. Сырье должно соответствовать требованиям ФС–42–1391–80 (при ручной уборке) или ВФС42–1738–83 (механизированной уборке). Внешние признаки сырья— частично осыпавшиеся или цельные корзинки без цветоносов или с остатками цветоносов длиной не более 37nbsp;см. Цвет краевых цветков красновато-оранжевый, оранжевый, ярко или бледно-желтый, срединных— оранжевый, желтовато-коричневый или желтый. Запах слабый. Вкус солоновато-горький.

При анализе сырье должно содержать влаги не более 14%; золы общей— не более 11%; остатков цветоносов, в том числе отделенных от корзинок,— не более6 %; корзинок с полностью осыпавшимися язычковыми и трубчатыми цветками— не более 20%; побуревших корзинок— не более 3%; органических примесей— не более 0,5%; минеральных— не более 0,5. Срок годности 2 года.

Биологические особенности

Календула— светолюбивое растение, размножается только семенами, прорастающими при относительно низкой температуре— 4—6°С, а оптимальная температура— 20—25°C. Сеют календулу ранней весной, возделывают в основном махровую форму. Всходы появляются через 10—15 дней, фаза бутонизации наступает через 35—40 дней, массовое цветение— через 65—75 дней, техническая спелость семян— через 100—120 дней после посева. Цветет длительно, начиная с конца мая и до первых заморозков. Для получения максимального урожая соцветий нужно систематически проводить уборку, не допуская образования семян. Ноготки— засухоустойчивое растение, однако в период высоких летних температур и недостатка влаги интенсивность цветения значительно снижается, цветки становятся мелкими даже у махровых сортовых форм. Поэтому на юге Украины ноготки рекомендуется возделывать на орошении.

Приемы возделывания

Календулу лучше размещать в полевых или кормовых севооборотах. Лучшими предшественниками считаются чистые и занятые пары, пропашные культуры и озимые зерновые. На чистых от сорняков полях ноготки можно размещать и после овощных культур. На одном месте высевать несколько лет подряд не следует.

Приемы основной обработки почвы должны быть направлены на уничтожение сорняков и сохранение влаги. После уборки предшественников сразу же нужно провести лущение пожнивных остатков, а после отрастания сорняков и падалицы— вспашку на глубину 25—27см с одновременным прикатыванием кольчатыми катками. Прикатывание уплотняет почву, способствует сохранению влаги и лучшему отрастанию сорняков. В дальнейшем, по мере появления сорняков, почву культивируют на глубину 8—10см. К зиме участок должен быть выровнен и тщательно разделан. Ранней весной проводят боронование, а перед посевом культивацию почвы на глубину 4—5см.

Ноготки отзывчивы на удобрения. В условиях юга Украины под вспашку лучше вносить 20т/га перепревшего навоза и минеральные удобрения в дозе N60 P90 или одни минеральные удобрения N60 P120. Для одновременного с посевом внесения рядкового удобрения лучше использовать гранулированный суперфосфат из расчета 30—40кг/га.

Сеют календулу ранней весной рядовым способом с междурядьями 60—70см, глубина посева— 3—4см, норма высева— 10—12кг/га. Для посева используют сеялку СО–4,2 с дисковыми сошниками и ограничителями глубины посева. Перед посевом семена следует тщательно откалибровать.

Уход за посевом ноготков заключается в поддержании почвы в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

После появления у всходов ноготков двух пар настоящих листьев, если густота посева позволяет (обычно не менее 15 растений на 1м), можно провести боронование поперек рядков. Скорость движения агрегата должна обеспечивать прореживание рядков и уничтожение прорастающих сорняков. В дальнейшем уход за посевами ноготков мало отличается от ухода за другими пропашными культурами. За период вегетации проводят 4—5 междурядных обработок почвы и по мере необходимости ручные прополки. В засушливое и жаркое время ноготки нуждаются в поливах нормой 400—600м 3 /га воды.

Уборку календулы начинают с начала цветения вручную или механизированным способом, когда раскрывается не менее половины язычковых цветков. При ручном сборе соцветия срываются у самого основания. Механизированную уборку проводят календулоуборочными или ромашкоуборочными машинами очесывающего типа, при этом в ворох вместе с цветочными корзинками попадает часть бутонов и стеблей, что требует сортировки вороха на сортировальных машинах.

В первый период цветения уборку проводят через 3—5 дней, а в последующие— в зависимости от обеспеченности растений влагой— через 5—7 дней. За вегетационный период можно провести до 15 сборов цветочных корзинок.

Собранное сырье сразу отправляют к месту сушки. Для сушки используют специальные крытые площадки или искусственные сушилки при температуре теплоносителя 40—45°C. При соблюдении всех агротехнических требований урожайность составляет 10—15 ц/га сухих соцветий.

Для семеноводческих целей нужно использовать лучшие по плодородию участки, где нет многолетних сорняков. Посевы не следует размещать рядом с производственными с целью создания пространственной изоляции для сохранения всех сортовых свойств культуры. В период массового цветения проводят сортовую прополку (выпаливают и удаляют с поля больные, плохо развитые с немахровыми соцветиями растения. Семена ноготков созревают в течение всего вегетационного периода неравномерно, поэтому убирать нужно в то время, когда созрели крупные соцветия. Убирать семена можно комбайном в период массового их побурения, однако, лучше проводить ручную уборку. Собранные семена сразу нужно сушить на площадках с навесами или методом активного вентилирования при температуре не выше 40°C.

Высушенные семена сортируют на зерноочистительных машинах. Урожайность семян ноготков обычно составляет 3—5ц/га.

Выращивание на приусадебном участке. Ноготки лекарственные— незаменимое лекарство в домашней аптеке, а их цветы украшают огород с мая и до первых заморозков. Под эту культуру перекапывать почву лучше осенью и регулярно выпалывать отрастающие сорняки. Растут ноготки в условиях юга Украины под плодовыми деревьями, в посадках картофеля для отпугивания колорадского жука, на участках земляники, в теплицах для борьбы с нематодой. Но лучшими считаются открытые солнцу места. Под перекопку желательно внести 2—3кг/м 2 навоза, 30г/м 2 азотных и 30—40г/м 2 фосфорных удобрений. Но основным фактором в получении большого урожая является хорошее влагообеспечение растений и регулярный сбор соцветий.

Ранней весной почву рыхлят, выравнивают и нарезают бороздки на глубину 3—4см. Если весна сухая, бороздки нужно полить, а затем посеять семена, присыпая сверху сухой почвой, чтобы не допустить образования почвенной корки, затрудняющей появление всходов. Уход за растениями, уборка, сушка и использование описаны выше.

Оценить/Добавить комментарий

Источник: http://www.bestreferat.ru/referat-10647.html

Конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе «Лекарственные растения »

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

г.Астрахань

2013.

Тема урока: Лекарственные растения.

Цели урока:

1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5 Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс( зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов- травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Проверка творческих заданий учащихся / по выбору/.

3. -Учащимся дано задание на выбор:

— выполнение рисунка на тему: « Если хочешь быть здоров »

— составление правил закаливания организма.

— выявление способов закаливания организма.

В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров »

3. Сообщение темы урока.

— Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

-Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей )

-Где берете лекарства? (В аптеке)

-Что такое аптека?

-Аптека- учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

-Тема нашего урока — « Лекарственные растения. Зеленая аптека».

СЛАЙД № 1.

Как вы думаете, что это такое?

-Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения — это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

СЛАЙД №2

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек который, разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

-Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей) -А сейчас сами растения расскажут нам об этом.

РОМАШКА

-Я — ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я — одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

СЛАЙД №3

ПОДОРОЖНИК.

-Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

СЛАЙД №4

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ )

-На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

-Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

СЛАЙД №5

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

СЛАЙД №6

МЯТА.

-По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

СЛАЙД №7

ВАЛЕРИАНА.

-Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением- жителем пустырей — пустырником.

СЛАЙД №8

ЗВЕРОБОЙ.

Я — трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили. что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название- зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

СЛАЙД №9

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у учащихся на столах образцы трав и растений).

-Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).

-Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.

-Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.

-Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

— Простуда

— Ожоги

— Ранки и порезы

— Кашель

— Головная боль

— Аллергия

— Желудок

-Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.

СЛАЙД №11

ЗНАКОМСТВО С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

-А как вы думаете, в Астраханской области растут лекарственные растения или они встречаются в северной полосе России и в Северных районах?

-В Астрахани в 40-х годах 18 века (почти 300лет назад) был заложен «аптекарский огород». В нём росли айва, абрикосы, акация, тутовник. Всего во флоре Астраханской области было отмечено более 100 видов лекарственных растений. Многие семена и травы собирались в Астрахани и пересылались в Петербург.

СЛАЙД №12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с учителем обращаются к травам и растениям на столе).

-Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки. Много появляется весной в районе Бэровских бугров( Астраханская область)

-Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.

-Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.

-Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.

СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»

Ромашка. Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок

Дать в букет ещё цветок

Ромашка — Разгадала твой обман!

Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!

Разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

-Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. — Я одумалась, ребята

Лучше вместе в лес пойдем

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду

Ромашка. Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел её

А ну-ка уходи отсюда, вредная!

Мы растения эти знаем, бережём и охраняем

От таких как эта – собирательница букетов!

В Красную книгу они давно уже занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства люди делают лекарства!

— Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.

Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.

Строго по рецепту и рекомендациям врача!

СЛАЙД №13

Ещё в красную книгу занесены такие растения Астраханской области как чилим (водяной орех) СЛАЙД№14

Лотос СЛАЙД№15

Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.

— Почему же растения оказываются в Красной книге?

— Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

СЛАЙД№16

Поэтому людям, занимающимися сбором и заготовкой растений необходимо соблюдать некоторые правила.

СЛАЙД№17

Правила сбора

1. Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

2. Когда собирать – лек. растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3. Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.

4. Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5. Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

— Практическая групповая работа (по рядам).

-А мы что можем сделать? (рассказать, поделиться данной информацией, агитировать людей любоваться цветочным лугом, полем, не рвать цветы.)

— выполнение аппликации: знаком

1. Не вытаптывайте цветы

2. Не рвите цветы

3. Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)

Дети выполняют аппликации

Практическая работа (травы)

-Что осталось на столе? (лук, чеснок)

-Почему они вместе с лек. растениями?

Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.

-Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.

-Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

/КОРЗИНКА/ лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла

-Что ваша мама использует, когда вы болеете?

Петрушка – сердце редька – кашель

Морковь — глаза

Свекла — кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лук ангина

-Чего не знали?

Творческое домашнее задание / на выбор/

— Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:

желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.

— составить рецепт с применением лек. растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

Стихотворение учителя

Я не степью хожу – я хожу по аптеке

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/okruzhajushhij_mir/urok_quot_lekarstvennye_rastenija_quot/85-1-0-1725

«Знаем ли мы лекарственные растения Пермского края» (конспект урока по окружающему миру) 3 класс

Автор:

1 квалификационной категории

Березники

Конспект урока по окружающему миру

(УМК «Традиционно – классическая» )

Тема. Лекарственные растения Пермского края

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии и методики: подготовка к проектной деятельности. проблемные технологии, технология сотрудничества,

Цель: Ознакомление с лекарственными растениями своей местности

Образовательно-развивающие задачи:

1. Обучать применению своих знаний в жизни.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Развивать речь учащихся, познавательный интерес.

Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2. Мультимедиапроектор.

3. Экран.

Демонстрационный материал:

1. Презентация к уроку (Power Point)

2. Презентация к уроку «Тест (Power Point)».

Раздаточный материал: карточки по рефлексии

Данный урок составлен для проведения в 3 классе по предмету « Окружающий мир»

(УМК- «Традиционно — классическая») в разделе: Мы и наше здоровье

После ознакомления учащихся с различными видами заболеваний ( грипп, ОРВИ, аллергия ) с домашнеё аптечкой.

Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе. воспитывать уважение к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.

Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданием тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.

Работа в группах с материалами: «Операция Аптека для больших и маленьких», «Сказания о лекарственных растениях», с энциклопедиями и словарями направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности, умение работать с большим объёмом информации.

Викторина «Узнай растение» позволяет анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируются умения классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.

Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения находить необходимую информацию. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.

На слайде №7 настроена гиперссылка на презентацию — проектов учащихся (объединённых в один проект). возврат в основную презентацию учителя производится аналогично по гиперссылке с последнего слайда учащихся.

Источник: http://pandia.ru/text/77/432/18576.php

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме: Презентация «Лекарственные растения Владимирской области». — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВасилий Лутошкин

Похожие презентации

Презентация 1 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме: Презентация «Лекарственные растения Владимирской области».». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 МБОУ СОШ 15 г. Ковров Презентацию подготовила учитель начальных классов Коннова С. В.

2 Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех, умеющих их тайну разгадать

3 Лекарственные растения Что такое? Значение? Какие бывают? Какие органы растения использует человек? Какое действие оказывают на организм человека? ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

4 Какие растения называются лекарственными? Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными. Какие органы растений используются человеком в лечебных целях? Органы растения корень стебель лист цветок плод семя Ромашка аптечная Подорожник Шиповник коричный Горец птичий Тыква Одуванчик ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

5 Все травы – лекари -душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лён, календула, крапива. Все целебные растения Знаем без исключения Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

6 лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители, корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

7 Деревья Кустарники Травы Боярышник Малина Смородина черная Дуб Липа Сосна обыкновенная Ромашка аптечная Пастушья сумка Мать и мачеха Чистотел большой Горец птичий Календула лекарственная Крапива двудомная Подорожник большой Душица обыкновенная ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

8 На Руси считался «травой от девяносто девяти болезней». В народной медицине зверобой является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, а так называемое масло зверобоя применяется, и при стоматитах и т.д. ЧИСТОТЕЛ

9 В дословном переводе с китайского слово «женьшень» означает «человек-корень» (жень — человек, шень — корень). Это название было дано за поразительное сходство корня женьшеня с человеческой фигурой. Препараты женьшеня назначают при усталости, переутомлении, неврастении. Широко известно их употребление при гипотонии с целью повышения артериального давления ЖЕНЬШЕНЬ

10 Мать — и – мачеха — применяют при заболеваниях дыхательных органов, при воспалении лёгких, при отсутствии аппетита. ожогах, опухолях, ранах, гнойных заболеваниях кожи, при головных болях МАТЬ — И — МАЧЕХА

11 ПОДОРОЖНИК Подорожник применяют при воспалительных состояниях желудка, кишечника. Листья оказывают вяжущее действие. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, имеют ранозаживляющее и бактериостатическое действие при лечении ран. Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление. Используется при тахикардии, головной и зубной боли, боли в ушах

12 РОМАШКА Используют настой травы при простуде, при головных болях, при болях в животе. Наружно применяют, как противовоспалительное для полоскания горла. Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос

13 Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Она применяется при различных заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно –при ранах, кожных заболеваниях, для укрепления волос Крапива — это и сорняк и лекарство одновременно. КРАПИВА

14 ДУШИЦА Душица -применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, при бронхитах и кашле. Масло душицы — составная часть многих лечебных pacтираний, особенно при ревматизме. Часто употребляется в качестве пряной приправы, особенно в итальянской кухне.

15 ЛАНДЫШ Ландыш (ядовит) – помогает при хронических заболеваниях сердца, сердечной слабости после перенесенных инфекционных заболеваний, а также действует как успокаивающее нервы средство. Употребляют чай из листьев ландыша как мочегонное средство при отёках и в меньшей степени — для очищения крови.

16 В народной медицине тысячелистник применяется как кровоостанавливающее средство, при болезнях печени, кашле, простудных заболеваниях, как успокаивающее средство ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

17 Клюква – один ответ от всех бед используют при лечении цистита и многих мочеполовых инфекций. А еще клюква содержит витамин В, укрепляющий нервную систему КЛЮКВА

18 В народной медицине отвар листьев брусники принимают как мочегонное средство при заболеваниях почек. Ягоды рекомендуются при авитаминозах, как утоляющее жажду средство, при повышенном кровяном давлении, для полоскания горла при ангинах БРУСНИКА

19 Свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме, подагре и некоторых других воспалительных процессах. ЧЕРНИКА

20 В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле МАЛИНА

21 Липовый цвет — один из старейших народных лекарственных препаратов, зарекомендовавший себя как потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное средствоЛИПА

22 БЕРЁЗА Листья берёзы помогают снять отёки сердечно – сосудистого и почечного происхождения

23 Отвар почек принимают при бронхите, ревматизме, и особенно как противоцинготное средство. Отвар почек применяют средство при нарушенном обмене веществ, сопровождающемся различными кожными заболеваниями. Пары отвара почек являются противовоспалительным, дезинфицирующим и облегчающим дыхание средством при кашлеСОСНА

24 Проверь себя: какие это растения и от какого заболевания? Звероб ой Быстрое заживление ран Липа Черёму ха Расстройство желудка Простуда

25 Задание. Подбери растения по их действию. Лечебное действие Названия растений Содержащие витамины Противовоспалительные Вяжущие Потогонные Отхаркивающие Кровоостанавливающие Сердечно — сосудистые Успокаивающие Названия растений: боярышник, смородина, дуб, пустырник, крапива, липа, ромашка, тысячелистник, душица, календула, малина, подорожник, шиповник, сосна, горец птичий, мать–и — мачеха, пастушья сумка. смородина, шиповник календула дуб, горец птичий липа, ромашка, малина мать–и-мачеха, подорожник, сосна крапива, тысячелистник боярышник пустырник, душица ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

26 Содержащие витамины Малина Смородина черная Противовоспалительные Календула лекарственная Вяжущие Горец птичий Дуб Потогонные Липа МалинаРомашка аптечная ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

27 Правила сбора и обработки лекарственных растений П р а в и л о п е р в о е: что собирать. П р а в и л о в т о р о е: когда собирать. П р а в и л о третье: как собирать. П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать. П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять

28 Наземные части растений – траву обычно заготавливают вручную с помощью ножей, ножниц. Цветки и соцветия – в начале цветения. Листья — когда они вполне развернулись и достигли своего развития. Лучшим периодом считается период начального цветения растения. Плоды и семена — собирают выборочно, по мере полного их созревания. Корни и корневища — собирают главным образом осенью, когда увядает наземная часть растения. Растение отряхивают от земли, отрезают всю надземную часть, а затем промывают под проточной водой до чистоты. Промытые корни раскладывают на рогожке, слегка подсушивают, переворачивая, несколько раз в день. Правила сбора и обработки лекарственных растений

29 КОГДА СОБИРАТЬ? Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы

30 В КАКУЮ ПОГОДУ НАДО СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ? Все лекарственные растения собирают только в солнечную погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью

31 КАК СОБИРАТЬ? Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (мешками, ножницами, ножами)

32 ГДЕ МОЖНО СОБИРАТЬ? Каждое растение имеет определенное место произрастания, которое необходимо знать. Нельзя собирать растения у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало

33 Растения подсушивают на воздухе в тени. При сушке кладите их по отдельности, следите, чтобы на них не попали ни земля, ни песок, ни грязь КАК СОХРАНИТЬ?

34 В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты! ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ Белена черная Вех ядовитый Белладона (красавка) Дурман обыкновенный Ландыш майский

35 Многие растения стали редкостью, поэтому зря не рвите, оставьте несколько крепких здоровых экземпляров. Собранные растения умейте правильно сохранять СОБИРАЯ, ОХРАНЯЙ!

36 На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето

37 1. Какие растения называются лекарственными а) Растения,которые содержат ядовитые вещества б) Растения,которые растут, размножаются и расселяются без участия человека в)Растения, которые человек использует в лечебных целях 2. Лекарственными растениями -это а) Травы б) Кустарники в)Травы, кустарники, деревья 3. К лекарственным растениям не относится а) Чертополох б) Крапива Двудомная в) Ромашка аптечная 4. К ядовитым лекарственным растениям относится а) Мать-и-мачеха б)Календула лекарственная в) Дурман обыкновенный 5. Для остановки кровотечения используют а) Цветки липы б) Листья крапивы в) Листья и цветки душицы 6. К растениям, содержащим витамины,относится а) Пустырник б) Пастушья сумка в) Шиповник коричный Задание. Выбери правильный ответ Ответы: 1 в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 в

38 Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей: В увеселительных походах Не растопчи её полей, Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую – Нас много, а ОНА – ОДНА!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1005457/