Девушка с горшком роз тропинина описание

тропинин девушка с горшком роз описание картины

Картины Тропинина

Василий Андреевич Тропинин ( 1780 — 1857) — живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской области крепостным человеком графа А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю.

Список картин Тропинина (указаны также размера и места хранения):

Василий Андреевич Тропинин. Жатва. Этюд. Ок. 1820 г. Масло, бумага 15 х 8,4. (Центральный государственный архив литературы и искусства)

Василий Андреевич Тропинин. У мирового судьи. Ок. 1818 г. Акварель, белила, бумага 22,2 х 35,5. (Государственный Исторический музей)

Василий Тропинин проходил обучение в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался у художника Степана Семёновича Щукина. За такие картины, как «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» он получил звание Назначенного художник. Позже, в 1824 году, представив картину «Портрет К. А. Леберехта», получил звание академика. В 1843 Василий Тропинин стал почётным членом Московского художественного общества.

Жизнь художника была очень плодотворной. За свою творческую карьеру он создал более 3 000 портретов! Согласитесь, такой продуктивностью может похвастаться не каждый даже самый известный художник. Тропинин Василий Андреевич умер 3 мая 1857 года, похоронен на Московском Ваганьковском кладбище. Картины великого русского портретиста находятся в крупных музеях, в том числе «Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Источник: http://myhomeflowers.ru/post/6488-tropinin_devushka_s_gorshkom_roz_opisanie_kartinyi

Картины Тропинина

Список картин Тропинина (указаны также размера и места хранения):

Василий Андреевич Тропинин. Автопортрет. 1830-е гг. Масло, холст 46 х 37. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Продавец дров. Середина 1820-х гг. Масло, холст (Государственный Исторический музей)

Василий Андреевич Тропинин. Покупка яблок у разносчика. Этюд. 1830-е гг. Масло, холст 29,5 х 23,5. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Дупель и снегирь. Этюд. 1820-е гг. (?) Масло, холст 20 х 29. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Мальчик с мертвым щегленком. 1829. Масло, холст 60 х 47, Ивановский областной художественный музей

Василий Андреевич Тропинин. Украинская девушка с Подолья. 1800-е гг. Масло, холст 51 х 37. Киевский государственный музей украинского искусства

Василий Андреевич Тропинин. Молодой украинский крестьянин. 1820-е гг. Масло, холст 21,4 х 18. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Свадьба в селе Кукавке. 1818—1821. Масло, холст 32 х 42,5. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Украинская деревня. Гроза. 1810-е гг. Гуашь, акварель, бумага 21,2 х 29. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Старик крестьянин. 1825. Масло, дерево 58,5 х 45. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Нищий старик. 1823. Масло, холст 67,5 х 53. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. За прошивками. 1830. Масло, холст. Частное собрание. Москва

Василий Андреевич Тропинин. Гитарист В. И. Морков. Начало 1820-х гг. Масло, холст 72 х 59. Частное собрание. Москва

Василий Андреевич Тропинин. Слуга со штофом, считающий деньги. 1840-е гг. Масло, холст 37 х 28. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Ф. С. Мосолова со служащими конного завода. 1830-е гг. Масло, холст 64,5 х 47,7. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Мальчик в серой курточке. 1809. Масло, холст 40,5 х 31. Житомирский областной краеведческий музей

Василий Андреевич Тропинин. Девочка с куклой. 1841 (?). Масло, холст 57 х 48. (Государственный Русский музей)

Василий Андреевич Тропинин. Мальчик с пушкой. Портрет кн. М. А. Оболенского (?). Ок. 1812 г. Масло, жесть. 14 х 12. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет А. И. Тропининой, жены художника. Ок. 1809 г. Масло, холст 51,5 х 40,4. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Домашний концерт. Начало 1810-х гг. Итальянский карандаш, бумага 23,8 х 31,5. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Семейный портрет графов Морковых. 1813. Масло, холст 226 х 291. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Натюрморт со свечой и щипцами. 1830-е гг. Бумага, цветные итальянские карандаши, растушка. 16 х 20,5. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет К. Г. Равича. 1823. Масло, холст 66 х 52. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Портрет А. Ф. Мазуриной. 1839. Масло, холст 76 х 91. Томский областной краеведческий музей

Василий Андреевич Тропинин. Портрет П. Н. Зубова. Ок. 1839 г. Масло, холст 129 х 101,5. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Ю. Ф. Самарина в охотничьем костюме. 1846. Масло, холст 101 х 81,2. (Государственная Третьяковская галерея)

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме. Этюд. Ок. 1838 г. Масло, холст 40 х 34. Музей Тропинина

Василий Андреевич Тропинин. Портрет К. П. Брюллова. 1836. Масло, холст 48 х 39. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

1. Голова девушки-украинки. Фрагмент. 1810—1820-е гг. Масло, холст 20,4 х 15,5. Музей Тропинина

2. Девочка с яблоком. 1800-е гг. Масло, дерево 34,7 х 27,5. Частное собрание. Москва

3. Мальчик с топориком. 1800-е гг. Масло, холст 46 х 36. Свердловская картинная галерея

4. Мальчик с жалейкой. 1820-е гг. (?) Масло, холст 60,2 х 45,8. (Государственная Третьяковская галерея)

5. Пряха. 1820-е гг. Масло, холст 60,3 х 45,7. (Государственная Третьяковская галерея)

6. Девочка с попугаем. 1810-е гг. Масло, холст 46 х 35,5. Музей игрушек в Загорске

7. Мальчик, выпускающий из клетки щегленка. 1825. Масло, холст 59 х 47. Ивановский областной художественный музей

8. Девочка с собакой. Копия картины Ж.-Б. Греза. 1820—1830-е гг. Масло, холст 73 х 55. Музей Тропинина

9. Девочка с канарейкой. 1810-е гг. Масло, холст 46 х 35,5. Музей игрушек в Загорске

10. Портрет сына (?) художника за мольбертом. 1820-е гг. Масло, холст 66,5 х 57,5. (Государственный Русский музей)

11. Голова мальчика. Портрет А. В. Тропинина. Ок. 1818 г. Масло, холст 40,4 х 32. (Государственная Третьяковская галерея)

12. Портрет пожилой женщины в чепце. 1820-е гг. (?) Масло, холст. Частное собрание. Ленинград

13. Портрет А. И. Тропининой (?). 1820-е гг. Масло, холст 41 х 33. (Государственный Русский музей)

14. Портрет Н. М. Карамзина. 1818. Масло, холст 62,6 х 48,3. (Государственная Третьяковская галерея)

15. В. А. Тропинин (?) Портрет Е. И. Нарышкиной. Не позднее 1816 г. Масло, дерево 62,7 х 44,3. Музей Тропинина

17. Портрет П. И. Багратиона. 1816. Масло, холст 93,5 х 72,5. (Государственный Исторический музей)

19. Портрет К. А. Леберехта. 1824. Масло, холст 136 х 109. Музей АХ СССР

20. Портрет Н. И. Уткина с карандашом. 1841. Масло, холст 76 х 65. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

21. Портрет Н. А. Майкова. 1821. Масло, холст 76,5 х 63,5. (Государственный Русский музей)

22. Крестьянин, обстругивающий костыль. 1834. Масло, холст 71 х 57,4. (Государственная Третьяковская галерея)

23. Портрет С. К. (С.?). Суханова. 1823. Масло, холст 75,5 х 58,5. Музей Тропинина

24. Портрет Д. П. Татищева. 1838. Масло, холст 72,5 х 57. Музей АХ СССР

25. Портрет Л. Я. Неклюдова. 1825. Масло, холст 73 х 58. (Государственный Русский музей)

26. Портрет Е. О. Скотникова. 1821. Масло, дерево 58,5 х 42,5. (Государственная Третьяковская галерея)

27. Портрет Н. И. Уткина. 1824. Масло, холст 122 х 98,5. (Государственный Русский музей)

28. Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820-е гг. Масло, дерево 24 х 18,8. Музей Тропинина

29. Портрет пожилого украинского крестьянина. Повторение портрета 1820 г. Масло, холст 31 х 25. (Государственный Русский музей)

30. Украинец с палкой. 1820-е гг. Масло, холст 65,5 х 49,6. Киевский государственный музей украинского искусства

31. Девушка-украинка в пейзаже. 1820-е гг. Масло, холст 41,5 х 33. Музей Тропинина

32. В. А. Тронинин (?). Портрет неизвестного. Масло, холст 65 х 50. Тульский областной художественный музей

34. Портрет Булакова. 1823. Масло, холст 66 х 55. (Государственная Третьяковская галерея)

36. Портрет И. Л. Лазарева. 1822. Масло, холст 89,3 х 75,5. (Государственный Исторический музей)

37. Портрет танцовщицы Т. С. Карпаковой. 1818. Масло, холст 143 х 98. Музей изобразительных искусств Татарской АССР

38. Портрет В. С. Энева. 1820-е гг. Масло, холст 53 х 42. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

41. Портрет А. С. Пушкина. 1827. Масло, холст 68,5 х 56. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

42. Портрет А. П. Сапожникова. 1826. Масло, холст 86 х 66. (Государственный Эрмитаж)

43. Портрет П. И. Сапожниковой. 1826. Масло, холст 86,5 х 66,5. (Государственный Эрмитаж)

44. Золотошвейка. 1826. Масло, холст 81,3 х 63,9. (Государственная Третьяковская галерея)

45. Гитарист. 1823. Масло, холст 82,5 х 64,3. (Государственная Третьяковская галерея)

46. Девушка со свечой. 1830-е гг. (?) Масло, холст 56 х 47. (Государственный Русский музей)

47. Кружевница. 1823. Масло, холст 74,7 х 59,3. (Государственная Третьяковская галерея)

48. Портрет Киселевой. Ок. 1834 г. Масло, холст 88,4 х 71. Музей Тропинина

49. Портрет Д. В. Киселева. 1834. Масло, холст 88,4 х 71. Музей Тропинина

51. Портрет гусара Мосолова. 1830-е гг. Масло, холст 83 х 69. Ивановский областной художественный музей

52. Портрет шуйского купца И. И. Киселева. 1842. Масло, холст 102 х 81. Ивановский областной художественный музей

53. Портрет Е. И. Карзинкиной. После 1838 г. Масло, холст 102,5 х 80 (овал). Музей Тропинина

54. Голова девочки. Этюд к портрету В. И. Ершовой с дочерью. 1831. Масло, холст. Частное собрание. Ленинград

55. Портрет В. И. Ершовой с дочерью. 1831. Масло, холст 99,5 х 80,5. Государственный художественный музей БССР. Минск

56. Портрет В. М. Яковлева. Конец 1820-х — начало 1830-х гг. Масло, холст 83,3 х 65,9. (Государственная Третьяковская галерея)

57. Портрет молодого человека в зеленом халате. 1839. Масло, холст 68 х 55. (Государственный Русский музей)

58. Портрет Ю. Ф. Самарина. 1844. Масло, холст 101 х 81,4. (Государственный Исторический музей)

59. Портрет писательницы Л. Н. Кожиной. 1836. Масло, холст 97 х 73. Государственный художественный музей БССР. Минск

60. Портрет В. И. Бибикова. 1839. Масло, холст 73,5 х 60,5. Тульский областной художественный музей

61. Портрет Н. А. Зубовой. 1834. Масло, холст 88 х 68. (Государственная Третьяковская галерея)

62. Портрет И. И. Дмитриева. 1835. Масло, дерево 73,5 х 66. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

63. Портрет Е. В. Киреевской. 1839. Масло, холст 72 х 60. (Государственный Русский музей)

64. Портрет купца с двумя медалями на шее. 1838. Масло, холст 70 х 58,5. Частное собрание

65. Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840-е гг. Масло, холст 120 х 90. Государственный художественный музей БССР. Минск

66. Портрет Л. С. Бороздны. 1831. Масло, дерево 89,5 х 72,5. Киевский музей русского искусства

67. Портрет Е. П. Ростопчиной. Масло, холст 34 х 28,5. Тульский областной художественный музей

68. Старый солдат. 1843. Масло, холст 66 х 53. Ивановский областной художественный музей

69. Старуха с курицей (Портрет жены художника?). 1856. Масло, холст 68,5 х 56. (Государственный Русский музей)

70. Портрет П. М. Васильева, бухгалтера конторы московских театров. 1830-е гг. Масло, холст 95 х 75. (Государственный Русский музей)

71. Женщина в окне (Казначейша). 1841. Масло, холст 87,5 х 68. (Государственный Русский музей)

73. Портрет А. А. Сапожникова. 1852. Масло, холст 110 х 88. (Государственный Русский музей)

74. Портрет М. Ф. Протасьева. 1840-е гг. Масло, холст 125 х 98. (Государственный Русский музей)

75. Портрет Е. П. Протасьевой. 1840-е гг. Масло, дерево 124 х 97. (Государственный Русский музей)

79. Портрет Н. Н. Раевского (младшего). 1842. Масло, холст 74,6 х 61. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

80. Портрет неизвестного с усами. 1839. Холст, масло 75 х 63. Музей Тропинина

81. Портрет писательницы В. И. Лизогуб. 1847. Масло, холст 82,5 х 68. (Государственный Русский музей)

82. Портрет неизвестного с трубкой. 1840—1850-е гг. Масло, холст 62 х 47. Музей Тропинина

83. Портрет неизвестного в плаще. 1840-е гг. Масло, холст на картоне 33 х 27. Музей Тропинина

86. Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок. 1842. Масло, холст 125,3 х 103. (Государственная Третьяковская галерея)

87. Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер. 1850. Масло, холст 224 х 154. Государственный художественный музей БССР. Минск

88. Девушка с горшком роз. 1850. Масло, холст 100 х 80,5. Музей Тропинина

91. Портрет В. А. Каратыгина. 1842. Масло, холст 129 х 98. Государственный театральный музей имени А. А. Бахрушина

92. Портрет Н. Г. Устрялова. 1850. Масло, холст 93 х 69 (овал). Ивановский художественный музей

93. Портрет Е. В. Мазуриной. 1844. Масло, холст 67,5 х 58,5 (овал). Музей Тропинина

94. Портрет Е. А. Селивановской. 1852. Масло, холст 105 х 84. (Государственный Исторический музей)

95. Портрет Н. А. Селивановского. 1843. Масло, холст 105 х 84. (Государственный Исторический музей)

98. Старуха, стригущая ногти (Портрет жены художника ?). 1850. Масло, холст 76,9 х 62,5. (Государственный Русский музей)

99. Портрет Н. С. Меншикова. 1852. Масло, холст 76,5 х 62. (Государственный Русский музей)

100. Портрет неизвестного (из семьи Мосоловых ?). 1856. Масло, холст 77,5 х 62. (Государственный Русский музей)

101. Портрет Е. П. Ростопчиной. 1853. Масло, дерево 78,5 х 63 (овал). (Государственный Русский музей)

102. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. Масло, холст 106 х 83,5. Музей Тропинина

Девушка с горшком роз. 1850

Портрет Ю Ф Самарина в костюме охотника.1846г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Юрий Федорович Самарин (1819-876) — известный писатель и общественный деятель.

Портрет Н М Карамзинa.1818г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — поэт, писатель, переводчик, историк, глава русского сентиментализма. Его влияние на русскую литературу и язык было значительно. Он перевёл на русский Шекспира и Мильтона и пытался приблизить литертурный язык к разговорному. Карамзин написал несколько романов, в том числе «Бедная Лиза» (1792). Роман о бедной девушке был очень популярен. (Содержание романа)Николай Михайлович был близок с семьей Пушкина, принимал живое участие в судьбе поэта.Пушкин в юности восторженно относился к Карамзину, но уже с начала 1820-х годов метод и поэтика сентиментализма становятся ему все более чуждыми, вызывают множество критических замечаний и отрицательных суждений.Однако Пушкин высоко ценил заслуги Карамзина в развитии русской словесности, а его «Историю государства Российского» называл «созданием великого писателя и подвигом честного человека».Памяти Карамзина Пушкин посвятил «Бориса Годунова»: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин».

Гроза над рощей. 1818-1821е гг, гуашьГосударственная Третьяковская галерея, Москва В Кукавке Тропинин рисовал и окружавшую его сельскую природу. Он считал, что именно она является лучшим учителем, только нужно «предаться ей всей душой, и тогда работа будет получаться намного лучше.»Я всем обязан природе», — говорил Тропинин

Портрет жены художника.Ок. 1809 г. холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва В 1807 году под руководством Василия Андреевича было закончено строительство Кукавской церкви. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж: за крепостного художника. В любви и согласии они прожили почти пятьдесят лет.

Украинец. (Устим Кармелюк ?)1820е г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, МоскваДля В.Тропинина обращение к народным типам было естественным. Живя среди украинских крестьян, он проникся уважением к лучшим чертам их национального характера. Словно желая в портрете сохранить память об Устиме Кармелюке, ставшем народным героем Украины, художник стремится быть искренне-правдивым в отображении не только внешних, но и внутренних черт портретируемого. Сильный и волевой характер, мужественность и благородство — вот та правда, которую увидел В.Тропинин в образе У.Кармелюка. Кармелюк (Кармалюк) Устим Якимович (1787-1835), предводитель народно-освободительного движения на Украине. Родился в Подолии в семье крепостного крестьянина. За неоднократное неповиновение был отдан в солдаты, бежал и в начале 1813 года организовал повстанческий отряд из крепостных крестьян, призывая к расправе с помещиками. Кармелюк неоднократно попадал в руки царских властей, сидел в тюрьмах, был на каторге в Сибири. А.Горький назвал Кармелюка украинским «Робин Гудом». Существует несколько версий знакомства Тропинина с У.Кармелюком. По одной из них художник познакомился с народным героем через Прокопия Данилевского, который оказывал медицинскую помощь больным и раненым сподвижникам Кармелюка. По другой — Тропинин писал портреты осужденных, среди которых был У.Кармелюк. Известны три портрета У.Кармелюка кисти В.Тропинина, хранящиеся в Нижнетагильском музее, Третьяковской галерее и Русском музее.

Пряха.1820e г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет E O Скотникова. 1821 г. холст, масло, 58.5 x 42.5 cмГосударственная Третьяковская галерея, Москва Скотников, Егор Осипович, (1780-1843), художник, гравер на меди, академик.

Гитарист (Портрет Моркова). (первая половина 1820-х), холст, масло, 86,5 x 69,5смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина, был образ гитариста. Начало этим жанровым картинам положил «Гитарист. Портрет Моркова» (первая половина 1820-х). В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Она звучала и в трактирах, и в великосветских салонах. К образу гитариста, повторяя и варьируя его, художник возвращался на протяжении всего творчества. Неизвестна датировка представленного портрета. Но 1839 годом датирован портрет того же Моркова, где он изображен играющим на гитаре в халате, надетом на белоснежную рубаху с глубоким вырезом и распахнутым воротом.

Портрет К Г Равича.1823 г. холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Oбраз К.Г.Равича может служить воплощением типа москвича — человека добродушного, открытого и хлебосольного. Заключенная в нем жизненная сила хорошо передана крепкой пластической моделировкой форм, особенно головы. Полнокровности портретируемого, его жизнелюбивой натуре созвучен красный цвет халата.

Золотошвейка.1826 г. холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Н А Зубовой.1834г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Графиня Наталья Александровна Зубова (1775-1844) — дочь генералиссимуса А.В.Суворова, жена Николая Александровича Зубова( 1763-1805).От брака с княжной Варварой Ивановной Прозоровской (1750-1806) Суворов имел двоих детей: дочь Наталью. которую ласково называл «Суворочкой», в замужестве графиню Зубову, и сына Аркадия (1784-1811) — генерал-лейтенанта, трагически погибшего при переправе через реку Рымник. Графиня Наталья Александровна не успела вовремя выехать из Москвы, занятой французами. Но, узнав, кто ее отец, графиню отпустили с воинскими почестями.

Портрет Д П Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок.1842г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. Интерес к групповому портрету в то время проявляли и другие художники — О. Кипренский, Ф. Толстой. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов.»Портрет Д.П. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок» представляют собой жанровую сцену. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. Его детали — картина, фигурка лошади на подоконнике в портрете Воейкова(владелец конного завода) — поясняют интересы изображенных лиц. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни.В 1853г Тропинин пишет, уже взрослую, В.Д.Воейкову.

Источник: http://www.ukoha.ru/article/iko/tropinin/kartiny_tropinina.htm

Смотрите краткую галерею работ Василия Тропинина — в конце статьи.

Василий Андреевич Тропинин. Дионис с козлом. 1802—1804. Графитный и итальянский карандаши, мел. бумага 59,5 х 44. (Государственный Исторический музей)

Василий Андреевич Тропинин. Украинка в намитке. 1820. Масло, дерево 23 х 19. (Государственный Русский музей)

Тропинин Василий Андреевич картины

Тропинин Василий Андреевич — великий русский художник, живописец. Родился в с. Карпово в 19 марта 1776 года. Основным направлением русского художника были портреты. Реализм и техника романтизма. а также узнаваемый почерк сделали его живопись знаменитой не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль

Василий Андреевич Тропинин

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

+ + +

Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в. что отразилось на ранних его произведениях. Портреты 1820—30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Гитарист” Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.

В. А. Федоров

Девушка с горшком роз. 1850 год.

Тропинин Василий Андреевич (1776—1857) — российский живописец. Крепостной до 1823 г.

В ранних произведениях создавал интимный (в духе сентиментализма), живой и непринужденный образ человека в характерной для него, несколько идеализированной бытовой обстановке (И. И. и И. И. Морковы, 1813 и 1815; портреты жены, 1809 и сына, 1818; «Кружевница», «Гитарист», «Булахов», 1823).

В 1820—1840-х гг. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности, интимной (домашней) обстановки («К. Г. Равич», 1825; «А. С. Пушкин», 1827; «К. П. Брюллов», 1836; автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в.

Орлов А.С. Георгиева Н.Г. Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М. 2012, с. 518.

В. Тропинин. Пушкин. 1827 г.

ТРОПИНИН Василий Андреевич [19 (30) марта 1776, с. Карповка Новгородской губернии — 4 (16) мая 1857, Москва], русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России.

Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев — пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг. там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Copyright (c) "Кирилл и Мефодий"

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tropinin.php

Картины — Тропинин, Василий Андреевич

Василий Андреевич Тропинин картины с описанием.

19 марта 1776, село Карпово Новгородской губернии — 3 мая 1857, Москва

Комментарии

+7 # Описание картины «Золотошвейка» — Тропинин Василий Андреевич 24.02.2016 17:05

Описани е картины Василия Тропинина: Золотошвейка.

Для начала стоит отметить, что Василий Андреевич Тропинин выполнил целый ряд жанрово-портрет ных работ. В этих картинах он нашел нечто утонченное и необычное среди обыкновенных жителей, ничем не приметных, которые являются основным сегментом любого города.

В данном случае, взор художника привлек обыкновенная швея. Работа под названием «Золотошвейка» является типичной представительни цей портретного жанра. На работе отлично видны, все мельчайшие нюансы и детали, которые прорисованы художником очень качественно и тщательно.

Настолько мастерски выполнена работа, что видны не только все детали одежды девушки, но даже каждый завиток на ее рабочем столе. Благодаря этому, просто невообразимо реалистичный вид принимает красный платок, который наброшен на плечи девушки, вместе с золотым орнаментом, который вышивает девушка. Мастер делает акцент, на все рабочие детали и стол девушки.

Вместе с такой качественной и удивительно тщательной детализацией, Тропинин не оставляет без внимания и прорисовку женского облика. Заметно, что художник тяготеет к очень сочным и ярким цветовым решениям, активно играет с палитрой цветов, света, и тени, благодаря чему получается буквально оживить не только образ девушки, но и полностью всю картину.

Видно, что в качестве модели выступает типичная девушка, которая не готова к портретным выступлениям, но благодаря мастерской кисти художника, никто не поверит, что перед ней самая настоящая модель, которая всей позой говорит о том, что она работает швеей.

На самом деле, благодаря этому и был, достигнут реализм во всех подобных работах Тропинина. Картина поражает своей искренностью и девственной красотой, которая особенно подчеркнута глубиной глаз девушки, которая находится на своем рабочем месте.

+6 # Описание картины «Гитарист» — Тропинин Василий Андреевич 24.02.2016 17:09

Описани е картины Василия Тропинина: Гитарист.

Василий Тропинин занимался написание портретов в самых разных жанрах, которые могли быть совершенно не похожи друг на друга. Но большинству современников художника и ценителям его творчества в наибольшей степени полюбились портреты, на которых автор изображает образ гитариста. Об одной из таких картин и пойдет речь.

Не удивительно, кстати, что на гитаристе надет именно халат, который мы можем заметить на многих картинах Тропинина. Он небрежно накинут на так же небрежно расстегнутую на верхних пуговицах и манжетах рубашку. Такая одежда выражает неспешность и размеренность Московской жизни, а также легкости и свободы мысли, которые присущи этому человеку. Стоит обратить внимание и на инструмент. Мастерски сделанная гитара, колки которой позолочены, а дека и обечайка сделаны из цельного дерева, скорее всего стоит довольно много, что еще раз подтверждает социальное положение музыканта на картине.

Картины с образом гитариста чрезвычайно нравились не только публике, но и самому автору. По этой причине, в разные годы им было написано большое количество портретов, похожих на описанный выше. На нем, видимо, изображен граф Морков в молодости. «Гитарист в косоворотке» — другое название картины Тропинина «Гитарист». Есть в этом образе что-то такое, что всегда вызывало и вызывает приятные ассоциации: возможно, гитара, как раз набиравшая популярность в те годы, а возможно и манера и стиль написания картины.

+7 # Описание картины «Мальчик со щеглом» — Тропинин Василий Андреевич 24.02.2016 17:16

Описани е картины Василия Тропинина: Мальчик со щеглом.

Василий Тропинин был одним из самых выдающихся портретистов XIX столетия. Ему доверяли писать свои портреты актрисы, чиновники и самые знатные представители дворянства, но все-таки больше всего художник любил работать с детьми. Он мастерски передавал их чистый, трогательный и непорочный внутренний мир.

Одним из выдающихся его творений является картина «Мальчик со щеглом». На нем изображен маленький мальчик, лет семи, держащий в руке хрупкую птицу.

Его волосы золотистого цвета закручены в мелкие кудри. Неяркое освещение и мягко ложащиеся тени подчеркивают наивные черты детского лица. Светлые глаза мальчика не обращены к зрителю. Он смотрит куда-то вдаль, возможно, слушает кого-то.

Выражение его лица немножко удивленное. Это можно понять по приподнятым бровям и слегка приоткрытому рту. На пухлых щеках мальчика играет свежий персиковый румянец. А в уголках губ можно заметить легкую улыбку.

На ребенке надета нарядная белая рубашка с широкими рукавами и большим распахнутым воротом. Поверх нее накинут плотный замшевый жилет орехового цвета.

Руки мальчика изображены в красивом изгибе. В одной из них сидит щегол — маленькая коричневая птичка с красным рисунком на голове. В левом углу полотна находится ее деревянная клетка с открытой дверцей. Видимо, герой захотел позабавиться со своим любимцем и достал его из заточения. Мальчик боится причинить вред пернатому другу, поэтому держит его крепко, но очень аккуратно.

Тропинин искусно изобразил светлый образ этого ребенка. С большой точностью он передал его эмоциональное состояние, искренний взгляд, непринужденную позу.

Художник чувствовал себя счастливым, работая над своими картинами, наверное, поэтому он вкладывал в них столько любви и старания, которые находят теплые отклики в сердцах зрителей по сегодняшний день.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/category/607

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)

Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. В Императорской Академии художеств разрешалось посещать академические классы крепостным в качестве “посторонних”, вольноприходящих учеников. После рисовальных классов Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С. С. Щукин. В 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: “Возвращение ратника к своему семейству”, “Русская крестьянская свадьба”, “Русская крестьянская пляска” и “Ворожба на картах”. Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда — определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми напоминает одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков — “Автопортрет” Щукина.

По свидетельству Николая Рамазанова Тропинин “мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова”. На академической выставке 1804 г. его картина “Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке”, написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. О Тропинине заговорили как о “русском Грёзе”. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.

Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. По копиям Тропинина можно судить о его интересе к голландским и фламандским мастерам — Рембрандту. Йордансу, Тенирсу. Если с Грезом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим, то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиям в области жанра.

Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга. Кроме Щукина. он общался с Егоровым. Шебуевым. Андреем Ивановым. Угрюмовым и Дуайеном.

В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.

Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. “Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных”, — вспоминал он позднее.

Красоту национального малороссийского типа Тропинин запечатлел в картинах “Украинская девушка с Подолья” (1800-е), “Мальчик с жалейкой” (1810-е), “Украинец с палкой”, “Пряха” (обе 1820-е) и др. Стремясь создать живые, непринужденные образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушенный — преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.

Следы активной работы над украинской тематикой обнаруживает графика Тропинина. В его акварелях и рисунках 1810-х — начала 1820-х годов встречаются изображения женщин в украинском костюме, горбатого скрипача, подростков, пастухов, украинских крестьян. Лучшие жанровые эскизы художника — “Жницы” и “У мирового судьи” — также связаны с Украиной.

Сохранился живописный эскиз сцены жатвы и два подготовительных карандашных наброска к нему. Художнику удалось передать значительность крестьянского труда. Замысел, непосредственно предшествующий картине Венецианова “На жатве. Лето”, проникнут тем же эпическим настроем.

В 1807 году под руководством Василия Андреевича было закончено строительство Кукавской церкви. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного художника.

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н.И. и И.И.Морковых (1813 г.). “Портрет Арсения Тропинина” (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера. Портрет подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.

Портрет Натальи Морковой — одно из самых вдохновенных произведений художника. Лицу молодой графини с его неправильными чертами присуща необычайная прелесть. Одухотворенность модели передается всем строем произведения. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Он обладает удивительной живописной свежестью и демонстрирует духовную и художественную зрелость мастера.

В духе элегической поэзии Жуковского написан “Мальчик со свирелью. Портрет Ираклия Моркова” (1810-е). В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. В живописной стилистике и в портретной концепции Тропинина в 1810-е годы сохраняются многие черты искусства XVIII века — рокайльная гамма смягченных дополнительных цветов, с преобладанием золотого тона, мягкая подвижная кисть, прозрачная, мерцающая фактура. Детские образы были для Тропинина особенно привлекательны. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами. Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии. Просветители считали ум ребенка tabula raza (“чистой доской”), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания.

Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П.П.Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И.Дмитриев. Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны — генералов И. И.Алексеева, А.П.Урусова, Ф.И.Талызина, П. И. Багратиона.

Источник: http://www.artsait.ru/art/t/tropinin/main.htm

Наши издания

В киоске Музея В.А. Тропинина есть много уникальных изданий, представляющих интерес как для широкого круга посетителей, так и для узких специалистов. Мы постараемся познакомить вас с наиболее интересными изданиями на страницах нашего сайта. В дальнейшем мы планируем организовать доставку отдельных изданий по Москве. По вопросу покупки книг обращайтесь в бухгалтерию музея на электронный адрес tropinin-byx@mail.ru .

Художественный альбом-каталог «Искусство Москвы 18 — середины 19 века» «850-летию Москвы посвящается». Живопись, графика декоративно-прикладное искусство из собрания музея В.А. Тропинина и московских художников его времени М. СОРЕК-полиграфия, 1997, с. 431 на русском и английском языках. Тираж 5000 экземпляров.

Подарочное издание большого формата в супер-обложке с цветными иллюстрациями. Автор вступительной статьи и составитель каталога — Г.Д. Кропивницкая, много лет возглавляла музей В.А. Тропинина и вместе с Ф.Е. Вишневским была одним из создателей музея в 1973 году. Альбом является библиографической редкостью. Он был издан в 1997 году тиражом 5000 экз.

Альбому предшествовали многочисленные публикации Галины Давыдовны в научных изданиях, уточнения в процессе экспозиционно-выставочной и реставрационной деятельности в музее, поэтому это издание является своеобразным итогом научно-исследовательской работы по атрибуции и иконографии произведений живописи, которые стали основой коллекции Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. Это издание будет полезным и роскошным подарком всем, кто изучает русское искусство и историю.

Возрастная категория 14+. Стоимость 2950 руб.

КАЛЕЙДОСКОП, ПОВЫШАЮЩИЙ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ

В музейный магазин поступила новая небольшая партия калейдоскопов с обложкой картин Василия Андреевича Тропинина «Девушка с горшком роз» и «Кружевница».

Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре (конец XVIII века – первая половина XIX века), который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемыми невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма. Любовь к калейдоскопам сохранилась в России и по сей день.

Калейдоскоп – хороший подарок для себя, для детей и для друзей. Цена калейдоскопа в сувенирном киоске Музея В.А.Тропинина 950 рублей. Торопитесь!

28 января 2017 года по Китайскому календарю наступает Год Огненного Петуха.

Петух – самый яркий солнечный знак, песня Петуха предвещает рассвет. Он также олицетворяет героя, хранителя и защитника жизни. Вы можете видеть изображение Петуха на крышах многих домов, где он посматривает вниз на людей и внимательно всматривается в горизонт.

В Музее В.А.Тропинина в шкафу с рождественскими игрушками находится миниатюрное мозаичное панно с изображением сказочного петуха, собранного из мельчайших кусочков цветного стекла (смальты). Такие удивительные работы, уложенные в сафьяновую коробочку были любимыми подарками в XIXвеке.

Специально для гостей музея мы подготовили сувенирную продукцию с изображением этого дивного героя 2017 года. Вы можете  приобрести в музейном магазине магнит или значок с символом года. Каждому купившему счастье и удача гарантируется!

Торопитесь тираж продукции ограничен.

Каждое третье воскресенье месяца — вход бесплатный.

Ближайший бесплатный день: 19 Ноября 2017 г.

Источник: http://www.museum-tropinina.ru/publications/

О лучших портретах Тропинина и его непростой судьбе.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.

Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Алина Алексеева написалa 13 июня 2013, 23:17

24 оценок, 6785 просмотров Обсудить (232)

Автопортрет.

     Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей.

      Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

Семья графа Моркова.

  В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали.

    В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы.

     Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений.  До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

Сын Арсений.

     Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку.

Портрет жены художника.

    В  1823  в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре  1823  он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание  назначенного  художника. В  1824  за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

     Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. С переселением в Москву начинается новый период  творчества В. Тропинина.Он выбрал Москву ещё и потому,что жена и сын были по прежнему крепостными в семье Морковых,которая жила в это время в Москве.Только через 5 лет после сметри графа,по завещанию,они были освобождены.

      Тропинин много работал на заказ, создавая картины разной художественной ценности. Среди этих работ можно встретить официальные портреты, холодные, написанные художником с закрытой душой. Но лучшие полотна мастера выделяются особой задушевностью: в их числе портреты жены, сына и великолепный портрет А.С. Пушкина.

     Портрет, написанный в 1827 г. был заказан Тропинину самим Пушкиным для приятеля С.А. Соболевского, которому, по свидетельству современника, «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще».

     За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин — портретов, жанров. Их около 3 тысяч.Многие были утеряны,некоторые сгорели во время пожара1812 года.Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева.

    Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве. Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню. В них — свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

Кружевница .

Его „Кружевница» написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.

      И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.

    Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.

    Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».

    Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой. Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки. Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью.

       Чарующая прелесть сквозит в этих формах — ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница» лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки — совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Золошвейка.1826г.

     В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы.

ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ ХУДОЖНИКА:

Константин Георгиевич Равич.1923

Карл Брюллов.1836г

Устим Кармелюк 1820г

Мальчик с топориком 1910г.

Старик с тростью.

Портрет Е.В.Киреевской. 1839г.

 

Старый ямщик,опирающийся на кнутовище.1820г

Старуха с курицей.1856г

Портрет композитора Алябьева.1840г

Портрет сына художника за мольбертом.1820г

Портрет Карамзина.

  Портрет писательницы Лидии Николаевны Кожиной.

 На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.

    Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека.

«Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной» 1826 г.

        “Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни”, — говорил он.

  Тропинин.Автопортрет.   

Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

 Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Источник: http://maxpark.com/community/2962/content/2037378

Василий Андреевич Тропинин (19 [30] марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 [15] мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын — Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/86.html